Banner
Banner
29 марта 01:30
  • $ 92.26
  • € 99.71
События и факты
30 мая 2013 06:12

Непарадное совещание

     Модернизацию школ и инновации в рамках реформы образования в России обсудили участники IV педагогической ассамблеи «Образование — XXI век», проходившей в Мончегорске, в центре развития детского и юношеского творчества «Полярис».

В работе ассамблеи приняли участие 245 человек — 216 педагогических работников и 29 родителей и представителей общественности. На повестке дня несколько тем, и вот только некоторые из них: «О педагогическом оптимизме и разочарованиях», «Миссия руководителя в условиях модернизации школы», «До-школьное образование: инновации и качество услуг», «Центр «Полярис» в центре модернизации муниципального образования», «Ключевые аспекты модернизации системы образования Мончегорска», «Модернизация образования Мурманской области в рамках стратегии социально-экономического развития России до 2020 года».

— Педагогическая ассамблея — это не парадное совещание, а профессиональный, очень предметный диалог, — отметила министр образования Мурманской области Наталья Карпенко. — Сегодня идут жаркие споры, какой будет сеть образовательных учреждений, какие образовательные программы будут реализовываться, поэтому так обсуждение вопросов модернизации необходимо.

В то же время и для работников системы образования, и для представителей власти — муниципальной и региональной сегодня особенно важно определить основные направления взаимодействия.

— В настоящее время мы заключаем соглашения с муниципалитетами по предоставлению средств на реализацию программы модернизации, — рассказала Наталья Карпенко. — Деньги вкладываются в систему образования и направляются на повышение заработной платы учителей. Главная цель — повышение качества образования и услуг.

Школа будущего

В наше время в учебном процессе все чаще применяются интерактивные панели, видеопроекторы, компьютеры… Подобные нововведения доступны не каждому учебному заведению. Пример того, как выглядит современная школа, был показан в видеоролике мончегорской гимназии №1, где повсеместно применяются современные технические средства.

— Такой подход воодушевляет учителя и во многом облегчает его работу, — сказала с экрана директор гимназии №1 Татьяна Кудряшова. — А такими техническими новинками, как, например, интерактивный киоск, с большим удовольствием пользуются и ученики, и их родители.

Напомним, интер¬активный киоск появился в гимназии благодаря гранту, выигранному в «Профориентационном марафоне», организованном «Норильским никелем» и Кольской ГМК. С виду этот «гаджет» больше всего похож на аппарат для приема платежей, но в его недрах таится множество полезных сведений. Теперь узнать об успеваемости, подготовиться к уроку или, например, получить сведения о российских вузах и разных профессиях можно прямо в школе. Вот они, плюсы модернизации!

Темп не сбавлять?

Успех модернизации во многом зависит от грамотности и профессиональности руководителей школ и дошкольных учреждений. Им приходится решать неотложные вопросы, справляться с проблемами и выстраивать перспективы. Об этом в своем докладе говорила директор мончегорской вечерней школы Галина Михайлова.

— Очень важно иметь команду единомышленников, которая помогает преодолевать все трудности, — подчеркнула Галина Сергеевна. — Школу «зареформировали»: одна инновация идет за другой. Мы утопаем в документообороте. Наша «новая школа» зачастую противоречит концепции модернизации. Необходимо, чтобы было четкое понимание, куда приведут эти реформы. Думаю, нужно сделать передышку и проанализировать, что получилось, а что нет. И самое главное — будет время услышать тех, кто непосредственно работает в образовательных учреждениях. Это звучит парадоксально, но самыми привлекательными годами работы в сфере образования я считаю 1990-е. Тогда у учителя было больше возможностей, он мог выбирать учебники, предметы, не отклоняясь от общей единой программы обучения. И в то же время мы занимались и духовно-нравственным, и патриотическим воспитанием.

Проверка знаний

Педагоги обсудили еще один «больной» вопрос: нужен или нет единый государственный экзамен? Может ли ЕГЭ дать объективную оценку знаний выпускника или лучше вернуться к традиционным билетам?

— Как показывает статистика, порядка 60 процентов преподавателей против ЕГЭ, — отметила Галина Михайлова. — Однако эта форма аттестации учеников сохраняется по сей день.

Есть у ЕГЭ и приверженцы. Так, в его защиту выступила директор Мончегорской централизованной библиотечной системы Любовь Филиппова, которая считает, что эта система проверки знаний полностью себя оправдала.

— ЕГЭ больше боятся родители и сами учителя, а не дети, — считает Любовь Филиппова. — Но если ученик заинтересован и хорошо работает, то он может набрать высокий балл и поступить в престижный вуз на бюджетную форму обучения.

С этим мнением соглашаются и некоторые бывшие ученики.

— Нас учили на совесть, — в свою очередь сказал бывший выпускник лицея имени Сизова Никита Соболев, который в настоящее время учится на физико-техническом факультете Петрозаводского государственного университета. — У меня, например, с ЕГЭ проблем не было: сдал, поступил, учусь. Правда, мне иногда кажется, что физику и математику в лицее нам преподавали даже лучше, чем в вузе.
Участники ассамблеи обсудили много вопросов, и некоторые из них стали предметом горячих споров. Но большинство сошлись в том, что самое главное, что сегодня необходимо, — это повысить престижность профессии преподавателя. Иначе даже самой современной и технически оснащенной школе не избежать старения педагогического состава. И решения этой проблемы пока не придумано…

 
Оксана КИТАЕВА. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме