Banner
Banner
16 апреля 20:40
  • $ 94.07
  • € 99.93
22 августа 2013 07:40

Студенты изучают историю разбившегося самолета

Группа студентов, проходящих практику в Кольской ГМК, изучает историю самолета, обломки которого в прошлом году обнаружили в Печенгском районе.

Старшекурсники российских вузов уже третий год подряд приезжают на Кольский полуостров на производственную практику в рамках корпоративной программы «Норильского никеля» и Кольской ГМК «Профессиональный старт». И каждый год студенты реализуют свои социально-значимые проекты, которые они придумывают, разрабатывают и презентуют, участвуя в деловой игре «Летний университет».

В 2012 году группа «профстартовцев» под руководством наставника Алексея Костырко запустила проект «Память военных лет», предусматривающий встречи с ветеранами, поездки по местам боевых действий Великой Отечественной в Печенгском районе и участие в поисковых работах. Как раз эти ребята и нашли в прошлом году в 25 километрах к юго-востоку от Заполярного обломки самолета. В частности — верхнюю часть кабины или так называемый фонарь. Что это за машина — определили не сразу. Была даже версия, что это части реактивного «Мессершмидта» (Ме 262). Но, как выяснилось, это обломки самолета МиГ-15 УТИ, вероятно из 769-го истребительного авиаполка 122-й истребительной авиадивизии ВВС Северного флота. Той самой, где служил Юрий Гагарин. К слову, экипаж Гагарин-Серегин погиб при падении такого же самолета вблизи деревни Новоселово Владимирской области.

Группа «профстартовцев» набора 2013 года решила продолжить проект «Память военных лет», чтобы больше узнать о судьбе «МиГа» и его экипаже. И хотя самолет разбился не в период второй мировой войны, а позже, студенты справедливо посчитали, что это тоже часть истории Заполярья. Что им удалось выяснить и какова дальнейшая судьба обломков учебно-тренировочного истребителя?

— Подсказку нам дал председатель общественной некоммерческой организации «Муста-Тунтури — памяти защитников полуостров Рыбачий и Средний» Юрий Кобяков, — рассказал куратор профстартовцев Алексей Костырко. — Он предположил, что самолет разбился в 1958 году. Юрий Александрович живет в Печенгском районе с 1953 года, и об этой аварии наслышан. Тогда не только военные помогали искать обломки машины, привлекали даже школьников. Школьником тогда был и Юрий Кобяков, и он тоже участвовал в этих поисках. Из-за отказа неполадок в машине пилот МиГа был вынужден катапультироваться. Но сначала он увел неисправный самолет подальше от населенных пунктов.

Большая часть обломков машины была собрана и вывезена, поэтому сейчас профстартовцы из команды «Внуки победителей» нашли не так много. Кроме части фонаря они обнаружили поблизости только один фрагмент самолета — кусок трубы среднего диаметра, покрытый гарью. Никаких деталей с номерами и знаками. Запрос в штаб Северного флота результата, к сожалению тоже не принес — в архиве хранятся сведения о похожих случаях, происходивших начиная с 1961 года. Теперь необходимо сделать запросы в центральные военные и морские архивы. Алексей Костырко считает, что ситуация должна проясниться в следующем году. А обломки МиГ-15 гагаринской эпохи решили передать на хранение в историко-краеведческий музей Печенгского района.

— Там есть отдельная комната, посвященная Юрию Алексеевичу, — говорит Алексей Костырко. — Может, на фотографиях Гагарина с сослуживцами есть и этот пилот, который рискуя жизнью, увел самолет от жилых построек? Это мы и хотим выяснить. Для истории…

 
Егор АРСЕНИН

Материалы по теме