Banner
Banner
19 апреля 04:25
  • $ 94.09
  • € 100.53
Наши люди
08 октября 2013 09:57

Легендарный начальник «танцевально-рафинировочного»

     Из 75 лет существования рафинировочного цеха в Мончегорске 15 его руководителем был Олег Андреевич Попов.

Легендарная личность, человечище, душа… так называют его те, кому довелось с ним работать.

Для уроженца Владикавказа рафинировочный цех комбината «Североникель» стал судьбой. Олег Андреевич приехал работать в Мончегорск после окончания Северо-Кавказского горно-металлургического института. И сразу попал в рафинировочный. Начинал с рабочих профессий и к 1965 году, когда Олега Андреевича назначили начальником рафцеха, он знал его от «А» и до «Я».


Наша справка

Сегодня рафинировочный цех — подразделение Кольской горно-металлургической компании. Изначально, в 1938-м, он назывался металлургический цех (завод), с сентября 1940 года — цех №1, с 1944-го — рафинировочный цех (Рафцех или РФЦ). Во время войны эвакуирован. Возобновил свою деятельность в 1943 году.


Быт на производстве должен быть культурным

Первое, за что взялся Олег Андреевич — это организация быта на производстве. Именно тогда стали выкладывать кафелем стены душевых, мастерить удобную для отдыха мебель. И все это — силами работников рафцеха без привлечения специалистов со стороны.

Рабочие же всем сердцем откликались на призыв начальника. После смены пилили, строгали, рисовали, красили, клеили… И раф гремел по «Североникелю», как самый уютный цех.

Уют наводили не только в бытовках. Трудно в это поверить, но в 1960-х на 27-й отметке (т.е. на высоте 27 метров от пола) — там, где идет загрузка печей кипящего слоя, где пыль и газ, мыли стены и ухаживали за цветами? Кажется невероятным, но это было.

— В цехе драили стены, а по отметкам были расставлены горшки с цветами, — рассказывает Геннадий Гаврилов. Сегодня он пенсионер, а в прошлом — старший мастер плавильного отделения №2 рафинировочного цеха. — Конечно, люди тогда работали менее напряженно — было две печи, а сейчас три. Да и перерабатывали тогда меньше. Раньше было так — одна печь работает, а у второй красят своды специальной краской.

Попов устраивал регулярные субботники — все, независимо от должности, брались за тряпки, швабры, щетки. И он — начальник цеха — не исключение…

Разглядеть таланты

Кажется, что каждого рафцеховца Олег Попов знал по имени-отчеству, запросто спрашивал о домашних делах, мог слесарю одолжить денег на обед… Он всегда был рядом со своими работниками, называл их командой. И в этой команде было столько талантливых самобытных людей! Наверное, поэтому у Олега Андреевича родилась мысль создать самодеятельный ансамбль песни и пляски.

В начале 1970-х годов прошлого века заплясал и запел рафинировочный цех на всех мероприятиях «Североникеля» и даже за его пределами.

Как вспоминает Нина Петровна Балкова, работавшая секретарем у Попова, сначала эту инициативу цеховые восприняли без энтузиазма: работы много, не до песен… А потом понравилось, спешили на каждую репетицию. И Попов на них обязательно присутствовал.

— Я тоже пела. Дирижер у нас был — Александр Федорович Несплак — человек с золотыми руками. Он день работал в рафцехе, а потом занимался с нами, — вспоминает Нина Петровна. — И мы старались. Практически треть работников цеха была артистами, а все остальные — зрителями. Вот так волей-неволей организовал наш начальник культурный досуг.

В то время на «Североникеле» по-доброму подшучивали над заводской самодеятельностью, а цех называли танцевально-рафинировочным. И на каждый праздник приглашали артистов. Ансамбль песни и пляски рафинировочного даже по Кольскому полуострову гастролировал. Не могли не оценить рабочих талантов и «сверху». Заводскому ансамблю присвоили звание Народного!

И живые цветы из рафцеха


Они руководили рафинировочным

1938 год. Редкин Вячеслав Петрович — главный металлург с возложением обязанностей главного инженера «Североникеля» с 16 ноября 1938 года назначен начальником металлургического завода (так тогда назывался рафцех) по совместительству.

1939-1941 гг. Никонов (Никанов) Алексей Исаакович — с 15 октября 1939 года и.о. начальника металлургического завода, с 17 декабря того же года — начальник, с 18 августа 1941 года уволен в распоряжение ГУЛАГа НКВД г. Уфа.

1941-1942 гг. — эвакуация.

1942-1949 гг. — Саламов Георгий Габалаевич, с ноября 1942 по май 1943 — технический руководитель цеха №1; с мая 1943 по сентябрь 1949 — начальник рафинировочного цеха.

1949-1951 гг. — Рябов Георгий Васильевич.

1951-1957 гг. — Дзахов Камбулат Николаевич.

1957-1966 гг. — Китов Николай Александрович.

1966-1973 гг. — Попов Олег Андреевич.

1973-1974 гг. — Ребров Алексей Георгиевич.

1974-1975 гг. — Кукаркин Юрий Александрович (и.о. начальника РЦ).

1975-1977 гг. — Невский Владимир Ильич.

1977-1979 гг. — Попович Геннадий Константинович.

1979-1980 гг. — Есипенко Борис Степанович.

1980-1982 гг. — Ивлев Валентин Селиверстович.

1982-1985 гг. — Денисов Юрий Сергеевич.

1985-1991 гг. — Гладких Леонид Федорович.

1991-2002 гг. — Глебов Александр Михайлович.

2002-2004 гг. — Беседовский Сергей Григорьевич.

2004-2012 гг. — Староверов Дмитрий Геннадьевич.

2012-2013 гг. — Крученко Сергей Яковлевич.

2013 г. — по настоящее время — Копылов Вадим Витальевич.


Но не только самодеятельностью был знаменит рафинировочный. В старой, исключенной из технологического процесса транспортерной галерее, с позволения и с легкой руки Олега Андреевича была организована гидропоника — цветочная оранжерея. Выращивали розы, калы, хризантемы… Там даже цвели маленькие гранаты.

Главным по гидропонике был Арам Григорьевич Георгян — металлург и цветовод. И в том и другом — профессионал! Очень ему нравилось выращивать цветы. Силами цеховых работников закрытую галерею утеплили, а на транспортерной ленте устроили целую оранжерею. И каждый понедельник на столах начальников всех цехов появлялись букеты живых цветов. Цветы преподносили и на дни рождения, и на праздники. Это поднимало настроение и настраивало на позитивный лад.

А сколько Арам Григорьевич возил из Армении черенков, семян! Как говорил в то время Георгян, он, армянин по национальности, работал за простое русское спасибо. И оно куда ценнее любых денег. Ведь все делалось для людей.

Во всем передовик

Может показаться, что металлурги просто занимались не своим делом, а начальник смотрел на все сквозь пальцы. Но это не так. Ведь именно в то время цех был на взлете. Он признавался лучшим во всесоюзном масштабе. В рафинировочном регулярно проводили трудовые вахты и показательные плавки с участием специалистов металлургических заводов Джесказгана, Уфолея, Орска… Обмениваться опытом приезжали и зарубежные коллеги.

Секретарь начальника цеха Нина Балкова никогда не забудет, как познавали этикет чайной церемонии, когда встречали японскую делегацию.

— Цех в составе металлургического комбината «Североникель» гремел по всему миру! — говорит Геннадий Гаврилов. — Мы были передовиками во всем. Не за самодеятельность, а «За интенсификацию процессов и усовершенствование технологии производства никеля и кобальта из сульфидных руд» наш Олег Андреевич стал лауреатом Ленинской премии в 1965-м. Он один из десяти работников «Североникеля», удостоенных этой награды. Ее просто так не давали.

Личность Попова в рафцехе многое определяла. Казалось, он мог организовать все. Рафинировочный шефствовал над школой №11, а потом и третьей. И занимались этим всерьез. Олег Андреевич положил начало традиции в день рождения цеха чествовать ветеранов, устраивать им экскурсии на производство.

В этом году экскурсия ветеранов в родной цех состоится 8 октября. Туда придут все, кто и тогда, и сейчас всей душой радеет за производство. Для них этот день будет наполнен воспоминаниями о том, как трудились, о коллегах… И они обязательно вспомнят легендарного начальника танцевально-рафинировочного — Олега Андреевича Попова.

 
Оксана КИТАЕВА. Фото из архива Нины Петровны БАЛКОВОЙ

Материалы по теме