Banner
Banner
29 марта 14:21
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
07 февраля 2014 12:13

Антонина и ее «комбинат чудес»

     Антонина Ильинична Лещенко (в девичестве Заборская) за свою 45-летнюю трудовую деятельность на «Североникеле» сменила три профессии. Металлургический комбинат завораживал и притягивал ее с детства…

Росла вместе с комбинатом

Девочка вдвоем с мамой — Надеждой Андреевной — жили в поселке Тростники. Мама работала на руднике, который располагался недалеко от поселка. А внизу, у подножия горы, прямо на глазах рос «Североникель». И Антонина росла и взрослела вместе с производством.

— У меня было постоянное «общение» с комбинатом, — рассказывает Антонина Лещенко. — Детьми мы часто бегали к комбинату, играли неподалеку. Комбинат вообще завораживал, притягивал к себе. Уже после, в юношеском возрасте, я точно знала, что хочу работать на этом предприятии, но где и кем представления не имела.

Антонина окончила 11 классов. В то время во всех школах и поселках города «11-летка» была с обязательным производственным обучением. Девушка выучилась на повара-кондитера, а производственную практику проходила на… «Североникеле».

— У нас в поселке был всего один класс, и нам не предоставляли такого выбора профессий, как в городских школах. Поэтому девочки могли обучиться только на поваров-кондитеров, — вспоминает Антонина Ильинична. — Наша практика проходила как раз в столовой №4, которая располагалась на промплощадке комбината. Но идти работать поваром у меня не было ни желания, ни призвания.

Карусели рафцеха, печи плавцеха

Антонина пришла на «Североникель» сразу после окончания школы. 24 июня 1964 года получила аттестат о среднем образовании, а 10 июля уже оказалась в отделе кадров комбината.

— Я пришла и рассказала о своем желании работать начальнику отдела кадров (в то время им был Захар Александрович Усенко), — вспоминает Антонина Ильинична. — Он посмотрел на меня и говорит: «Куда ж я тебя такую худенькую возьму на такое сложное и тяжелое предприятие?!»

И все же для хрупкой Антонины работа на комбинате нашлась. Ее определили контролером в отдел технического контроля (ОТК) цеха электролиза никеля. Поначалу девушка ощущала себя неуверенно в незнакомой профессии, но постепенно освоилась, а со временем и вовсе стала чувствовать себя «по-хозяйски».

— Нашему отделу приходилось обслуживать весь цех: и электролизное отделение, и гидрометаллургическое, и склад готовой продукции, поэтому в должности контролера я ощущала себя словно хозяйка цеха, — улыбается Антонина Лещенко. — Цех у нас был очень интересный и коллектив большой, многонациональный, много молодежи.

Девушка снимала пробы продукции цеха: железистого кека, кобальтового концентрата, а после относила их для дальнейших исследований в цех заводских лабораторий — ЦЗЛ (нынешний контрольно-аналитический центр). Путь в ЦЗЛ проходил мимо комбинатовских цехов, и девушка, словно «Алиса в стране чудес», с любопытством интересовалась окружающим ее производством, и искренне восхищалась увиденным по дороге.

— Не могла просто так пройти мимо цехов, обязательно заходила внутрь, интересовалась где, что и как, — улыбается Антонина Ильинична. — В рафинировочном цехе меня завораживали конвертеры, разливочная карусель. Интересно было даже просто стоять и смотреть на процесс. И этот шум цеховой… А за ЦЗЛ как раз находился плавильный цех. Конечно, на обратном пути и туда обязательно «совала свой нос». Отнесу анализы и пробы, а потом загляну в плавцех, а там такие пролеты с печами!

Из контролеров в копировщицы

Девушка работала контролером в ОТК до сентября 1969 года. В новую профессию ее привело желание получить образование. Поскольку Антонина работала по сменам, учиться без отрыва от производства в прежней должности у нее не получалось, и девушка снова отправилась в отдел кадров.

— Пришла к Захару Александровичу, просить помочь мне перейти на дневную работу, — рассказывает Антонина Лещенко. — Он предложил попробовать себя в должности копировщицы. Сходи, говорит, посмотри по душе ли тебе это, сможешь ли… Конечно, сперва страху было много — смену профессии и коллектива я всегда очень тяжело переживала…

Коллектив, в который попала Антонина, был молодой. Вместе с ней в группе работали еще семеро копировщиц. Многие из них, также как и Антонина, получали образование, поэтому вместе нести «груз работы и учебы» было легче. И с руководителем девушке повезло. Как отмечает Антонина Лещенко, Рудольф Львович Ласкин был «душа-начальник» и просто хороший человек.

Работая в проектно-конструкторском бюро, женщина выучилась на механика и одновременно освоила вторую профессию. В то время бюро входило в состав отдела главного механика. Спустя время Антонину Лещенко перевели в сметную группу того же отдела. Так начался третий этап ее трудового пути на «Североникеле».

Будет комбинат — будет и город

С февраля 1977 года Антонина Ильинична стала работать инженером-сметчиком. Она трудилась в составе сметной группы из трех человек. Компьютерной техники не было, все делали вручную. Руководил отделом главного механика Вадим Иванович Сахаров. С ним и работать было легко, и решать все производственные вопросы.

— Мы составляли сметы по 100 позиций с лишним, — рассказывает Антонина Лещенко. — Потом отдавали печатать в машинописное бюро. Работа интересная, но сложная. Я была на участке оборудования нашего комбината. Приходилось осваивать и технологии, и оборудование. В этой профессии было много общения с мастерами, специалистами цехов, подрядчиками. Они во многом помогали. Потом уже нам на помощь пришли компьютеры.

Как позже призналась Антонина Лещенко, именно работа сметчицы оказалась ей больше всего по душе. В этой профессии она и завершила свою трудовую деятельность, уже в Кольской ГМК (в ноябре 1998 года комбинаты «Североникель» и «Печенганикель» были объединены в Кольскую горно-металлургическую компанию). В июле 2009 года Антонина Ильинична вышла на заслуженный отдых.

— Воспоминаний о родном «Североникеле» у меня осталось много — приятных и хороших. Можно сказать, я и сейчас с ним не расстаюсь! — смеется Антонина Лещенко. — Наша квартира расположена так, что окна выходят прямо на комбинат. Утром встаю, смотрю в окно и убеждаюсь, что все идет своим чередом — комбинат работает. Это для меня приятно и радостно. Я желаю Кольской ГМК процветания на многие-многие годы. Ведь будет наш комбинат — будет и город!

 
Анна ГРОМЦЕВА. Фото из архива Антонины Ильиничны ЛЕЩЕНКО