Другой жизни не мыслю, или Некабинетный начальник
От простого рабочего до руководителя службы пути — одной из ведущих служб железнодорожного цеха комбината «Северониекль». Таков 34-летний трудовой путь Юрия Сермягина.
Пришел с мечтами
По приглашению своего дяди в 1960-м году Юрий переехал из родной Вологодской области в далекий северный город — Мончегорск. У себя на Родине юноша получил образование по железнодорожной специальности и когда пришел на комбинат, его сразу взяли в желдорцех монтером пути.
— Пришел на комбинат с мечтами, — с улыбкой вспоминает Юрий Васильевич. — Приняли меня хорошо. Попал в бригаду, которую возглавлял Петр Гурьянович Агурьев. Он был смекалистый организатор, так умел грамотно расставить людей! Я потом все думал: как мне повезло, что я начал свой трудовой путь именно с этой бригады.
На хозяйстве у железнодорожников было 100 с лишним километров путей и порядка 200 стрелочных переводов. Работы путейцам хватало и летом и зимой.
— Летом — капитальный и текущий ремонты, а зимой бывало, что снег шел несколько суток кряду, — вспоминает Юрий Васильевич. — Приедешь в отделение, а там его аж по крышу тепловоза! А вагоны-то надо своевременно выводить. Порой положение напряженное было, но работать хотелось. Никто не жаловался, что тяжело или устали.
Других кандидатур не было
На время отпуска бригадира Юрий оставался за «старшего». А вскоре железнодорожник и сам возглавил бригаду. До 1967 года, когда ему доверили управление службой пути, он успел побывать и дорожным мастером. К тому времени Юрий Сермягин без отрыва от производства получил высшее образование, выучившись на инженера-металлурга.
Трудностей он не боялся: за плечами был прочный багаж знаний, а с годами появился и опыт. У юноши были хорошие наставки и учителя. И коллеги относились доброжелательно.
— Я любил свой коллектив, всех без исключения, — рассказывает Юрий Васильевич. — Вспоминаю с благодарностью Федора Андреевича Тактарова, который до меня был начальником службы. Он по-отечески ко мне относился. Видимо, уже готовил меня к должности, потому что я везде по участкам работал: где бригадиром, где мастером, где старшим мастером… Когда он уже уходил на пенсию, поделился, что у него и не было других кандидатур, а ты, говорит, Юра, будешь здесь на своем месте.
Юрий Сермягин работал со многими. Говорит, его коллеги и руководители были не только профессионалами, но и хорошими, душевными людьми. Один из тех, о ком Юрий Васильевич отзывается с особым уважением — Николай Семенович Максимов. На «Североникеле» он работал и начальником службы тяги желдорцеха, и начальником этого цеха, и заместителем генерального директора.
— Где бы он ни работал, всегда относился к людям с большим вниманием, — вспоминает Юрий Васильевич. — Он никогда ни на кого не кричал. А когда был начальником желдорцеха, знал в нем каждую мелочь и очень много труда вложил в его развитие. Это, пожалуй, один из лучших руководителей, с которыми мне пришлось работать.
Костыли тоже надо уметь забить
Юрий Сермягин пришел на «Североникель» в пору, когда строился и развивался комбинат и его родной железнодорожных цех. Тогда в цехе не было ни депо, ни управления, цеховое хозяйство только зарождалось. Поэтому железнодорожники базировались в цехе материально-технического обеспечения.
— Все расширение комбината прошло на моих глазах, особенно пятая очередь, когда строили новый цех электролиза никеля, сернокислотный цех, шла реконструкция плавильного и рафинировочного цехов… И я непосредственно был с этим связан. Ведь к каждому цеху нужно было вести железнодорожные пути: шпалы подбивать, выправлять так, чтобы не «валился» тепловоз, не сходили вагоны. Это так говорят: «Вот, путейцы, только забивают костыли и все». А костыли тоже надо уметь забить!
Службу в железнодорожном цехе Юрий Сермягин изучил досконально, как сам говорит, знал каждый метр. Путейцы, помимо своей работы, помогали строителям на субботниках — где балласт разгрузить, где раствор поднести, чтобы дело шло быстрее.
Как вспоминает Юрий Васильевич, в то время активно внедряли рационализаторские предложения. И в эту работу он внес свой вклад, как автор нескольких нововведений.
— Когда мы только начинали, преобладал ручной труд, — вспоминает Юрий Васильевич. — Постепенно мы приобрели машины — шпалоподбивочные, рихтовочные, снегоуборочные, дрезины, мотовозы… Со временем сделали и снегоочиститель для стрелочных переводов на базе реактивных двигателей, которые доставали у военных. В нашей работе это очень помогло.
Когда за плечами было уже четверть века работы на комбинате, Юрия Васильевича отметили высокой государственной наградой. В 1986 году начальник цеха выдвинул его кандидатуру на награждение орденом «Знак Почета» и коллектив поддержал. Впрочем, есть у путейца и другие почетные награды: «Отличник соцсоревнования», «Ветеран труда»…
И возглавлял цех МТО
Как признается Юрий Сермягин, он никогда не любил кабинетную работу -предпочитал быть на путях.
— Чтобы быть в курсе дела, надо находиться на линии, — считает он. — Да и возраст был не такой, чтобы в кабинете сидеть. Меня всегда тянуло к «живой» работе. Я по путям много ходил…
И все же ему довелось поработать руководителями еще более высокого уровня. В 1974 году Юрий Сермягин стал заместителем начальника железнодорожного цеха по оборудованию. А в середине 1970-х заместитель директора комбината «Североникель» Иван Андреевич Матыцин поставил путейца начальником цеха материально-технического обеспечения (МТО).
— МТО — цех будь здоров! Это была вся автобаза, карьер Риж-губы и т.д., — рассказывает Юрий Васильевич. — Тогда плавильный цех работал, а там — семь печей. И мы должны были обеспечивать его сырье. Цех все с колес «съедал»! Мне не было покоя ни днем, ни ночью…
Через полтора года Юрий Сермягин вернулся на прежнее место, и в 1994-м завершил трудовую деятельность на «Североникеле».
— Я горжусь, что всю жизнь проработал в железнодорожном цехе, в таком коллективе, — подытожил Юрий Васильевич. — И я очень рад, что связал свою судьбу с комбинатом «Североникель». Здесь я состоялся в профессии и прошел всю свою трудовую жизнь. Другой я и не мыслю…