Banner
Banner
29 марта 13:46
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
02 мая 2014 07:40

Анатолий Макаров: «Считаю, что свою трудовую жизнь прожил не зря!»

Профессиональный опыт он нарабатывал в Норильске, а в Мончегорск приехал уже как специалист — помогать налаживать производство электролитной меди.

Производственный стаж бригадира электролизников Анатолия Васильевича Макарова составляет 36 лет. И большая часть этой трудовой жизни прожита на комбинате «Североникель».

Названия похожие, профессии разные

С Норильском и производством Анатолий Макаров впервые познакомился в 1971 году. Молодой человек приехал в суровый край из Днепропетровска. Тогда в Норильске набирали людей на медный завод, а у Анатолия к тому времени уже была за плечами и профессия, и небольшой опыт работы.

— Я окончил училище по специальности электрослесарь по ремонту и монтажу промэлектрооборудования, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Некоторое время работал электриком. Когда приехал в Норильск, начальник цеха, проводивший со мной беседу о приеме на работу, сказал: «Нам нужны электролизники. Электрик и электролизник — все связано с электричеством. Пойдешь?» Я ответил: «Приехал работать, конечно, пойду!» Так вот и стал электролизником. Хотя похожего в этих профессиях — только название.

Первые полтора года Анатолий работал электролизником по обработке ванн. После возглавил бригаду.

— Мы чистили ванны, загружали туда аноды и отдавали электролизникам по обслуживанию ванн, — рассказывает Анатолий Макаров. — Они завешивали основу и наращивали медь. А через пять лет я и сам стал выполнять эту работу — по предложению начальника цеха меня перевели бригадиром электролизников по обслуживанию ванн.

В 1970-м году, к 100-летию со дня рождения Владимир Ленина, в Норильске открыли ЦЭН-3 и Анатолий Макаров перешел туда бригадиром.

Не жалею, что остался

В Мончегорск Анатолий Макаров приехал в 1985 году — налаживать процесс по получению электролитной меди.

— В конце 1984 года руководство «Североникеля» приехало к нам в Норильск, — рассказывает Анатолий Васильевич. — Смотрели наши цехи по выпуску меди. Потом на уровне руководства решили пригласить в Мончегорск троих человек — руководителей и меня.

В Норильске процесс по получению электролитной меди был налажен. Здесь же предстояло изрядно «попотеть». На плечи Анатолия Макарова легла почти невыполнимая задача. Поначалу он даже сомневался: справится ли…

— В Мончегорск я приехал в январе, — говорит Анатолий Васильевич. — Тогда, помню, была очень холодная зима — минус 45 градусов. Я зашел в цех и вижу — стоит туман и где-то кран едет, грохочет. А где он едет, что он везет… — ничего не видно. Я как посмотрел на все это — ужаснулся. Думаю: как работать, что вообще здесь можно сделать? Поначалу даже жалел, что приехал. Потом все как-то собралось, вошло в свое русло, и теперь я нисколько не жалею, что остался.

Первое время домочадцы главу семейства почти не видели.

— Приходилось много работать — сутками пропадал на комбинате, — вспоминает Анатолий Васильевич. — Даже общественной жизнью заниматься было некогда… А ведь еще дети, семья… Если в Норильске у меня плановый выход по току был 91% (выход по току — отношение практической массы продукта электролиза к теоретической, — ред.), то здесь — всего 60. Начали искать причины, почему так происходит. Сначала разобрались со сроком наращивания основы и убрали все течи с ванн. Раньше ведь электролит уходил в подвал, а зимой все это еще и подмерзало. Там такие сталактиты вырастали — красивее, чем в пещерах на юге! Потом мы заменили ванны и стали бороться за качество анодов.

Сложности возникали и с коллегами, которые первое время норильчан воспринимали как «чужеземцев», приехавших «со своими порядками».

— Люди, работавшие в цехе, поначалу относились к нам с недоверием, — рассказывает Анатолий Макаров. — Все говорили: «Вот, норильчане, приехали! Сейчас нам тут позадираете нормы и уедете!» А потом увидели, что никуда мы не собираемся уезжать, что остаемся вместе с ними, стали теснее и дружнее работать, все хорошо стало.

Работал на результат

На мончегорском «Североникеле» Анатолий Макаров отработал более двадцати лет. На заслуженный отдых вышел в 2007-м году.

— Поднимать катоды весом 50-60 килограмм стало тяжело, — признается он. — Но работа моя мне очень нравилась. И физически нагрузка сильная, и головой думать надо. А самое главное — ты видишь результат своей работы. Какой выход по току будет давать серия — 70% или 90% — во многом зависит от электролизников: как ты контролируешь процесс, как устраняешь замыкание. Я любил свою работу и добивался многого.

Тому свидетельство — многочисленные трудовые награды. Среди самых почетных — Орден трудовой славы 3-й степени. В 1970-годах Анатолия Макарова несколько раз награждали званием «Победитель соцсоревнования», а их бригада завоевывала первое место во всесоюзном соцсоревновании. В Норильске он стал «Лучшим рабочим», а в Мончегорске — «Заслуженным металлургом».

В металлургическом цехе «Североникеля» (бывший цех электролиза меди), которому Анатолий Макаров отдал более двух десятков лет, сейчас работают его жена и дочь.

— Сейчас выход по току стабильно держится выше 90%. И в цехе все по-другому стало: хорошо, приятно зайти, — с теплом в голосе говорит он напоследок. — В этом есть и наша заслуга. Считаю, что свою трудовую жизнь я прожил не зря!

 
Анна ГРОМЦЕВА. Фото Анна ГРОМЦЕВОЙ