Banner
Banner
18 апреля 10:18
  • $ 94.32
  • € 100.28
Экономика
20 мая 2014 11:40

Китайский бизнес осваивает Арктику?

Китайский миллионер Хуан Нубо намерен приобрести землю на одном из архипелагов Арктики.

Как сообщает gazeta.ru, цель бизнсмена — строительства отеля, однако при этом интересы частных инвесторов могут быть на руку и официальному Китаю.

Интерес к арктическим территориям проявляют практически все страны мира. КНР же считает себя околоарктической державой и стремится закрепиться в Арктическом регионе и обеспечить влияние вдоль Северного морского пути.

Занимающийся недвижимостью миллиардер Хуан Нубо намерен приобрести 216 кв. км архипелага Шпицберген, расположенного 800 км севернее от материка, сообщает gazeta.ru со ссылкой на Associated Press. Земли вблизи от поселения Лонгйир принадлежат состоятельной норвежской семье и были выставлены на продажу несколько недель назад. В планах магната — строительство зимнего курорта для богатых путешественников.

Хуан Нубо, 129-й номер в списке китайских миллиардеров по версии журнала Forbes, является председателем правления корпорации «Чжункунь», созданной им в 1995 году. Компания специализируется на инвестициях в недвижимость и туризм.

Впрочем, отмечает издание, миллиардер может преследовать не только свои личные инвестиционные интересы. КНР уже долгое время демонстрирует свою заинтересованность в Арктике, а за официальным Китаем в регион пытаются попасть и китайские компании. Возможность того, что посредством приобретения миллиардерами земли в Арктике Китай стремится усилить свои позиции в будущей борьбе за Арктику, действительно существует, полагают эксперты. Причем Китаю данный регион может быть интересен как в экономическом, так и в политическом контексте. «Китай уже давно начал проникновение в Арктику, — поясняет «Газете.Ru» старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Илья Усов. — Во многом демонстрируемый интерес связан с тем, что в этом регионе пролегает стратегически важный для Китая Северный морской путь».

Приобретение владений на Шпицбергене может быть выгодным как раз потому, что архипелаг расположен недалеко от Северного морского пути. Данный маршрут, который весьма интригует как Китай, так и китайские компании, позволяет сэкономить две недели пути и значительно сократить затраты на логистику. В сентябре прошлого года китайское грузовое судно «Юншэн» совершило первое пробное путешествие по этому пути, которое закончилось успешно.

Интерес Китая к Северному морскому пути объясняется и наличием территориальных конфликтов в Южно-Китайском море, рассказывает эксперт.

«При возможном военном конфликте из-за Парасельских островов и архипелага Спратли (отношения между Китаем и странами Южно-Китайского моря сейчас достаточно напряженные) для Китая закрывается очень большая территория, — говорит Усов. — Закрывается Малаккский пролив, существует вероятность того, что может закрыться и Индонезия, а это означает потерю очень важных для Китая торговых маршрутов. По этой причине Китай находится в активном поиске альтернативных торговых маршрутов, подытоживает эксперт, а Северный морской путь может стать реальной альтернативой южным торговым маршрутам».

По последним данным, КНР занимает 2-е место в мире по потреблению нефтепродуктов с показателем в 10,22 млн баррелей в день (в 2012 году), также страна является крупнейшим импортером нефти в мире после США. Доля импортированной нефти в общем объеме потребления составляет почти 60%. Не лучше в Китае обстоит ситуация и с другим ресурсом — природным газом. По его потреблению КНР занимает 4-е место в мире с показателем в 143,8 млрд куб. м в год. Доля импортированного газа постоянно увеличивается, в 2012 году она составила 25,5% против 21,8% в 2011 году.

При этом большая часть ресурсов проходит именно через Южно-Китайское море в общем и Малаккский пролив в частности — на этот торговый маршрут приходится 75% импортируемой нефти и практически все зарубежные поставки СПГ в Китай.

Альтернативным морским путем в данном случае становится Северный морской путь, по которому китайцы смогут как вывозить свои товары, так и обеспечить себя поставками необходимых ресурсов.

Также в перспективе Китай могут интересовать и ресурсы Арктики. В то время как различные страны спешат заявить о своих правах на ресурсы региона, КНР тоже стремится показать большой интерес к Арктике, пишет The Washington Post.

«Китай находится в постоянном поиске угля и других природных ресурсов», — считает директор и старший научный сотрудник Норвежской академии полярных исследований Вилли Эстренг. Как известно, доля угля в структуре энергопотребления КНР на текущий момент составляет чуть менее 70%. В то же время Шпицберген ценен своими залежами каменного угля. По информации государственного треста «Арктикуголь» при Министерстве энергетики России, «крупные залежи высококалорийного каменного угля на архипелаге Шпицберген оцениваются в 10 млрд тонн». При этом выставленный на продажу участок может обладать запасами в 25 млн тонн, отмечает британская газета The Independent.

«И, что еще более важно, — отмечает Эстренг, — КНР посредством данной покупки может использовать Шпицберген в качестве опорного пункта для дальнейшего освоения Северного Ледовитого океана». Китай, как и другая неарктическая страна, может таким образом закрепиться в регионе, приводит слова эксперта норвежский информационный ресурс The Foreigner.

В китайском издании South China Morning Post пишут, что с выставлением на продажу крупного земельного участка «Китай получил возможность приобрести свой первый плацдарм в Арктике». Даже несмотря на то, что у страны пока нет территорий в Арктике, китайские ученые характеризуют страну как околоарктическое государство. Например, при Государственной океанической администрации КНР существует Китайская арктическая и антарктическая администрация.

Не менее важным можно считать и политический фактор, поскольку, претендуя на Арктику, Китай пытается увеличить свое политическое значение. «КНР сейчас пытается позиционировать себя как глобального игрока, поэтому страна работает на перспективу», — пояснил «Газете.Ru» Михаил Карпов, доцент кафедры цивилизационного развития Востока отделения востоковедения НИУ ВШЭ. «Покупка земель Хуан Нубо на Шпицбергене может стать очередной точкой влияния Китая», — подытоживает Усов.

Интересно, что сам инвестор не выглядит особенно уверенным в осуществлении проекта, отмечают в сюжете Норвежской вещательной корпорации NRK. «Я не думал, что там будет так много льда», — цитирует Хуан Нубо NRK. Смущение магната, по всей видимости, можно объяснить сложностями строительства в условиях вечной мерзлоты. Для работы в Арктике необходимы специальные технологии, касающиеся как извлечения ресурсов, так и, например, строительства жилья.

Строительных технологий, которые были бы протестированы в подобном климате, у Китая пока нет.

В России же такие технологии существуют не первый десяток лет и активно используются российскими компаниями, которые работают в арктических условиях, — «Газпромом», «Роснефтью» и «Норникелем».

Например, расположенный за полярным кругом Норильск является уникальным в плане практического строительного, инженерного, научного опыта, полученного архитекторами и строителями. Это один из крупнейших городов, построенных в условиях вечной мерзлоты. Его население составляет более 170 тысяч человек, при этом в городе больше тысячи многоэтажных домов. Например, в Анкоридже, столице Аляски, нет домов выше трех этажей, в то время как в Норильске строили 12-этажные здания. Строительство этих домов велось методом свайного фундирования, когда в мерзлоту специальными канатными станками вколачивают сваи, на которые потом кладут ростверк будущего дома.

Китай в прошлом году получил статус наблюдателя в Арктическом совете, в который входят Норвегия, Исландия, Дания, Швеция, Канада, Финляндия, Россия и США, что стало причиной открытия Китайско-Североевропейского центра арктических исследований в Шанхае в декабре 2013 года.

Помимо этого на Шпицбергене расположена и китайская арктическая станция «Хуанхэ», открытая в 2003 году.

Отметим, что в конце августа 2011 года Хуан Нубо уже пытался приобрести участок в арктической стране. Магнат обращался к правительству Исландии с предложением об инвестировании $200 млн на развитие туризма в стране. В частности, предполагалось, что $8 млн будет использовано для приобретения неосвоенного земельного участка площадью 300 кв. км, что составляет 0,3% территории Исландии. Территории, которые тогда заинтересовали инвестиционную компанию, находятся недалеко от глубоководного порта, через него также проходит одна из крупнейших в Исландии ледниковых рек, сообщала китайская газета «Женьминь Жибао». Компания «Чжункунь» планировала превратить его в туристическо-рекреационный бренд мирового класса. Сначала правительство Исландии заинтересовалось сделкой, однако позже отказало магнату в ее совершении ввиду наличия ограничений на покупку земли иностранцами.

Фото с сайта gazeta.ru

 

Материалы по теме