Banner
Banner
19 апреля 08:26
  • $ 94.09
  • € 100.53
Ваша тема
22 июля 2014 09:41

Восемь дней вокруг Онеги: в Карелии прошла внедорожная этнографическая экспедиция

Древний монастырь, таинственные петроглифы Бесова носа, Кижи, старинные церкви, мемориальное кладбище — урочище Сандармох.

Впервые уникальные исторические памятники объединены единым треком, связаны одной нитью. За неделю участники внедорожной экспедиции «Онежское кольцо» обогнули второе по величине озеро Европы: преодолели спецучастки бездорожья, приобщились к местной культуре, попробовали блюда национальной кухни.

День первый. Малиновый кварцит, Ионо-Яшезерский монастырь и карельская уха Лохикейто

Мы стартуем из Петрозаводска. Мы — это 12 подготовленных внедорожников и три десятка человек, влюбленных в бездорожье, уверенных, что неделя, проведенная среди болот и дебрей лесных, — самый лучший отпуск на свете. География участников — от Петрозаводска до Санкт-Петербурга, и даже из Малайзии — с острова Борнео. Самому младшему — Степану Кирилловскому, сыну организаторов экспедиции Сергея и Татьяны Кирилловских из команды «Авиатор» — всего три года.

— Многие годы мои друзья — «Авиаторы» — предлагали отправиться в экспедицию, — говорит Вита Якунина, участница из Санкт-Петербурга. — И, наконец, я решилась на приключения. Дело в том, что я не являюсь участником внедорожного движения, у меня нет специального автомобиля, поэтому спортивные соревнования — пока закрытая для меня тема. А этнографический тур, где спецучастки чередуются с посещением исторических мест, оказался отличным вариантом. Этакой альтернативой для проведения отпуска. И мы смело купили дождевики, одолжили резиновые сапоги и поехали на неделю в лес кормить комаров.

Вита Якунина и Максим Тайсемизов — главные герои нашего экипажа. Сесть за руль подготовленного джипа оба они решились впервые. Впереди ребят ждет форсирование Кукорецкого болота и опыт вождения квадроцикла в условиях настоящего бездорожья. Эти восемь дней, без сомнений, им запомнятся надолго. Пока же их глаза горят от предвкушения чего-то необычного и экстремального. И приключения начинаются.

Первая остановка на пути нашей джип-команды — Шокшинское месторождение малинового кварцита. Его история насчитывает порядка 200 лет. Уникальный по свойствам камень применяется для изготовления брусчатки и декоративной отделки. В частности, именно из Шокшинского малинового кварцита изготовлен саркофаг Наполеона в Париже, им отделаны наиболее величественные здания Санкт-Петербурга, часть мавзолея Ленина и мемориала Могила Неизвестного солдата в Москве. Фотографии на память, и мы вновь отправляемся в путь. Впереди — Ионо-Яшезерский мужской монастырь.

Последние метры — пешком по болоту

Отсутствие резиновых сапог у некоторых участников поездки едва не стало серьезным препятствием на пути к древней обители. Дорога к Ионо-Яшезерскому монастырю, включенному в список памятников монументального монастырского зодчества, обрывается в болотной трясине. Оставшиеся двести метров пришлось пробираться пешком. Здесь на помощь «бессапожным» путешественникам пришла русская смекалка — пищевая пленка и острый нож решили проблему. Сапоги-самоделки готовы — можно отправиться в путь (см. фото).

Монастырь поражает. Точная дата его основания неизвестна, самые первые упоминания о монашеской общине относятся к времени правления Иоанна Грозного. Как гласят церковные книги, основатель монастыря — преподобный Иона, вепс по происхождению (малочисленный финно-угорский народ, — ред.), поселился меж двух озер — Яшезера и Сенного. И прибывал в тех местах в безмолвии три десятка лет. Со временем к преподобному стали стекаться приспешники, так возникла необходимость в строительстве обители. Вкладную книгу для сбора средств на нужды монастырской общины открыли в 1562 году, эту дату и считают основанием Ионо-Яшезерского мужского монастыря. Четыре сотни лет монастырь расширялся, владел землями и лесными угодьями. После революции 1917 года последних семерых монахов общины, не пожелавших покинуть обитель, расстреляли в 1918-м… Монастырь был закрыт. Вновь открылся монастырский комплекс лишь в 2003 году, однако каменный храм полуразрушен, подъездных путей нет, и средств на восстановление обители монахам собрать не удается. Братия по сей день живет на монастырском подворье в соседнем селе Шелтозеро. А средь разваливающихся кирпичных стен монастыря — лики святых. Как вечный укор посягнувшим на веру.

А вечером…

…а вечером была уха. Да не простая, а карельская, или Лохикейто. Мастер-класс по ее приготовлению представил Андрей Агапов, журналист, джиппер и кулинар. Секрет национального кушанья прост: лосось, лук порей и обязательно сливки! А главные ингредиенты вечернего ужина — хороший аппетит и отличная компания.

 
Ирина ВОРОБЬЕВА. Фото Ирины ВОРОБЬЕВОЙ и Евгения БЕЛЯНЧИКОВА

Материалы по теме