Banner
Banner
25 апреля 16:17
  • $ 92.51
  • € 98.91
Ваша тема
29 июля 2014 06:56

Восемь дней вокруг Онеги: в Карелии прошла внедорожная этнографическая экспедиция - 3

Экспедиция «Онежское кольцо», день третий: форсирование Кукорецкого болота и один из древнейших в России, труднодоступный Муромский монастырь.

Продолжение. Начало опубликовано 22 и 24 июля

Мы продолжаем рассказ об экспедиции «Онежское кольцо». Полторы тысячи километров проехали на джипах ее участники, обогнув за неделю Онежское озеро. Прошли топи, болота, посетили старинные исторические и архитектурные памятники.

Муромский Свято-Успенский мужской монастырь

Итак, день третий. Лагерь сворачиваем под дождем. Времени на сборы немного. Сегодня предстоит преодолеть Кукорецкое болото и заброшенную лесную дорогу по пути в древний Муромский Свято-Успенский мужской монастырь, один из самых труднодоступных в России. Нам предстоит 27 километров сплошного бездорожья. Прямой дороги к обители, основанной в 1353 году, попросту нет. Паломники добираются в монастырскую общину водным путем, на лодках из города Пудож, по акватории Онеги. Таким же образом попадает на «большую землю» и сама монастырская братия — за продуктами, бензином, или по каким-то другим монастырским надобностям. Впрочем, путем по воде воспользоваться можно лишь в летние месяцы, или зимой, когда лед скует Онежское озеро. Старинный тракт через лес да болотную топь крайне опасен. В такой глуши случается всякое. Так, в декабре минувшего года на этой дороге погиб иеромонах Нил. С послушником Павлом они возвращались из Пудожи на стареньком самоходе на дутых шинах. Транспорт сломался. Пробираясь пешком по канавам и ямам, наполненным водой в перемешку со льдом, оба промокли насквозь. Послушник отправился за подмогой, но помощь пришла слишком поздно. Замерз отец Нил, погиб от переохлаждения… Похоронили на монастырском кладбище, том самом, где вот уже 600 лет обретают вечный покой монахи древней обители.

Мы штурмуем болото на джипах. У нас лебедки, шноркели и грязевая резина. После дождей старинная гать через Кукорецкое болото встречает глубокими лужами — настил из бревен скрывается в коричневой жиже, пробираемся практически на ощупь.

— Я впервые почувствовал себя джиппером именно в Кукорецкой трясине, — говорит пилот нашего экипажа Максим Тайсемизов. — Раньше ездил по городским дорогам на джипе, не подготовленном к бездорожью. А здесь, в этой топи, возможности машины были для меня откровением. Не ожидал, что можно ехать практически под водой… И понял разницу между обычной грунтовкой и настоящим бездорожьем. Впечатления потрясающие: я уверенно прошел по гати, почувствовал машину, узнал ее.

— Дорога на Муромский монастырь — мечта любого джиппера, — признается Владимир Кульнев, участник экспедиции из Петрозаводска. — Труднодоступное место, оно тянет к себе. Туда попасть просто необходимо! Давно мечтал побывать в этих местах и, благодаря экспедиции «Онежское кольцо», такая возможность представилась.

А за болотом нас ждет сказочный лес. Если бы Баба Яга и прочие персонажи русских народных сказок существовали в реальности, жить бы им именно в этом лесу. Корни деревьев похожи на огромные щупальца. Словно живые. Так и ждешь, что сосна или ель тебе на встречу шагнут… По пути собираем белые грибы — не останавливаясь, на ходу открывая двери машин. Невероятно огромные, они растут вдоль обочин лесовозной дороги: места тут нехоженые, грибникам недоступные. А вечером, в лагере, нас ждет вкусный ужин из лесного «улова».

Еще с десяток километров по береговой линии Онежского озера, и мы у старинной обители. Дорога в Муромский монастырь заняла шесть часов. Экскурсию по подворью проводит отец Афанасий.

— Свое название наш монастырь получи от реки Муромки, да озера Муромского, — рассказывает отец Афанасий. — Мы тут как на полуострове, живем. Воды Онежского и Муромского озер стены нашей обители омывают. Основал монастырь в XIV веке преподобный Лазарь Муромский. Он принял постриг в Константинополе. Видел он сон, в котором призван был на Север идти, карелов крестить. Язычники жили здесь, сыроеды. Кресты ломали его, христианской вере противились. Многие муки от язычников Лазарь претерпел. Через несколько лет в противостоянии язычества и православия произошел перелом. Как гласят церковные книги, у старосты местной языческой общины дочь серьезно заболела. Помочь шаманы ей не могли. От отчаяния староста обратился к преподобному Лазарю. Святая молитва спасла его дочь — девочка выздоровела. Силу Господню с тех пор в этих местах признали: ушли отсюда язычники, а те, кто остался, стали иноками созданного преподобным Лазарем монастыря.

Первый храм, возведенный в этих местах, — деревянная церковь Воскрешения Лазаря. Возвел ее преподобный единолично, деревянный сруб построил без единого гвоздя. Сотни лет она считалась целительной, в карельскую глушь ехали страждущие со всей Руси. В XIX веке над Лазаревской церковью возвели храм большего размера, дабы сохранить святыню от природных капризов и обветшания. И лишь в середине ХХ века церковь Воскрешения Лазаря стала памятником архитектуры, и ее на плотах сплавили в музей деревянного зодчества, на остров Кижи.

— Живет наша монастырская братия уединенно, — говорит отец Афанасий, — электричества в монастыре нет, питаемся тем, что Бог пошлет. У нас обширное подсобное хозяйство. Пасека есть своя, огород, скотину держим. Сейчас в монастыре трое монахов, да шесть трудников. Много лет обращаемся к местным властям: нам бы дорогу к монастырю по суше отсыпать… Молчит власть…

А на монастырском подворье вовсю кипит строительство. Копию церкви Воскрешения Лазаря уже шестой год без единого гвоздя строят двое энтузиастов- архитекторов из Санкт-Петербурга. А рядом с колокольней и полуразрушенным от времени древним храмом отливают золотом новенькие купола. Они будут венчать монастырь. Если к былому величию он возродится…

 
Ирина ВОРОБЬЕВА. Фото Ирины ВОРОБЬЕВОЙ

Материалы по теме