Banner
Banner
29 марта 00:35
  • $ 92.26
  • € 99.71
Ваша тема
01 августа 2014 09:58

Восемь дней вокруг Онеги: в Карелии прошла внедорожная этнографическая экспедиция - 4

Мы продолжаем рассказ об этнографической экспедиции «Онежское кольцо». За неделю ее участники проехали по интереснейшим, а порой и уникальным местам.

Они посетили Ионо-Яшезерский и Муромский монастыри, преодолели болота, познакомились с вепсской культурой (вепсы малочисленный фино-угорский народ, издревле населявший Карелию).

Продолжение. Начало опубликовано 22, 24 и 29 июля.

День четвертый. Тайны мыса Бесов нос

Об этом загадочном месте на восточном побережье Онежского озера хотят легенды.

Бесов нос знаменит своими петроглифами — наскальными изображениями эпохи неолита. Возраст выбитых на камне рисунков — больше пяти тысячи лет. Впервые об Онежских петроглифах заговорили в середине XIX века, после экспедиции на восточный мыс Онеги Минералогического музея Российской Императорской академии наук. С тех пор Бесов нос и его окрестности исследовались неоднократно. Таинственные фигуры на скалах по сей день привлекают российских и зарубежных археологов. О происхождении и смысле некоторых из древних изображений ученые мужи спорят до сих пор. Самый известный и загадочный из дошедших до нас наскальных рисунков — двухметровая фигура «Беса», собственно, и давшая название мысу Онежского озера. У местного населения места эти пользовались дурной славой, таинственному «Бесу» приписывались сверхъестественные способности. «Нечисть шалит на Бесовом носу», говорили в народе. Силой молитвы пытались бороться с чертовщиной монахи расположенного неподалеку Муромского монастыря. Еще в XV веке они, добравшись до мыса по акватории Онеги, выбили поверх изображения «Беса» христианский крест дабы «обезвредить нечистую силу».

Сегодня нам предстоит проверить правдоподобность древних легенд о мистике этого места. Путь к Бесову носу не прост — попасть сюда можно либо водным путем, либо как мы, пробираясь на подготовленных джипах по старинной лесовозной дороге. Впрочем, дорогой этот заброшенный тракт и не назовешь — путешественников здесь поджидает размокшая от прошедших дождей белая глина, глубокие ямы и бурелом.

Первый этап на пути к петроглифам — полуразвалившийся деревянный мост. Торчащие в разные стороны, полусгнившие бревна создают жуткое впечатление. Так и кажется, что вот-вот обрушится сия конструкция от ветхости под весом тяжелых машин. Однако мост проходим без приключений. «Бесовы козни» нас ждут впереди.

В самом начале спецучастка серьезную травму руки получает следовавшая на квадроцикле организатор экспедиции Татьяна Кирилловская. Предзнаменование нехорошее… Продолжать путь ей нельзя — Татьяна возвращается в лагерь. Мы пробираемся дальше.

— Эмоции от этой поездки зашкаливают, — делится Вита Якунина, участница экспедиции из Санкт-Петербурга. — Не иначе, и правда, здесь черти балуют. После того, как Татьяна Кирилловская вынуждена была сойти с дистанции, мне впервые пришлось сесть за руль квадроцикла. Инструктировали меня на скорую руку — где газ, а где тормоз толком-то и не запомнила. Квадроцикл в мутной глиняной жиже казался мне чем-то непонятным. Этакий неуправляемый зверь, который едет, как хочет. Однако со временем страх отступил. И если в начале я боялась заехать в глубокую лужу, то под конец бесстрашно заруливала. Давила на газ, шла сквозь бурелом… Переполняла гамма чувств: ты не в машине, кузовом не защищен, ты здесь, в этой гуще лесной, среди грязи, канав, комаров…

— Разделяю чувства Виты, — признается Максим Тайсемизов (Санкт-Петербург). — На этом спецучастке я тоже первый раз оседлал квадроцикл. В одной из глубоких канав фактически нырнул, утопил в глине машину. Тяжелый квадр, весом под триста кило, самостоятельно вытащить оказалось не под силу. Наш оператор Максим Носов даже камеру бросил — подсобить поспешил. Но белую глину мы победить все равно не смогли, пришлось воспользоваться лебедкой. В этой луже промокли насквозь.

Лебедками по дороге к петроглифам Бесова носа пришлось пользоваться многим участникам. В самой непроходимой канаве застрял даже опытный джиппер Сергей Кирилловский. Тем не менее, спецучасток пройден. Оставшийся путь до оконечности мыса мы проделали пешком — ехать дальше на машинах нельзя, территория Бесова носа — это природный заповедник.

— Наползающий туман, покрытые рисунками скалы… Это потрясающе! — говорит Владимир Гаврилов, участник экспедиции из Беломорска. — Крайне интересны истории и легенды, связанные с этим местом. По сути, древние люди выбивали на камне сценки из своего быта — охота, рыбалка. А главная фигура — «Бес» — выглядит устрашающе…

Петроглифы на скалах отчетливо видны: изображения животных, рыб и птиц, сцены охоты переплетаются под ногами. Сам «Бес» — этакое корявое существо с большой головой и тонкими руками. И не чертенок и не человек. Через центр фигуры проходит разлом. По преданию, именно тут в древности совершались жертвоприношения. Считалось, что через трещину в камне кровью животных питалось божество. По случайному совпадению к скалистому берегу причаливает группа туристов. Гид рассказывает им о древних петроглифах. Они фотографируются с «Бесом» на память. Снимки делают осторожно, как будто боятся потревожить заточенную здесь древнюю силу…

Мистика мистикой, но просто так не отпускает нас «Бес» — на обратном пути наша машина серьезно ломается. Инструктор Слава долго колдует над ней. До лагеря мы доехали, но в будущем машине предстоит серьезный ремонт…

Продолжение следует.

 
Ирина ВОРОБЬЕВА. Фото Ирины ВОРОБЬЕВОЙ

Материалы по теме