Banner
Banner
18 апреля 18:40
  • $ 94.09
  • € 100.53
Культура
06 февраля 2015 16:21

Он увидел жизнь саам...

В преддверии Национального дня саамов в Центральной городской библиотеке Мончегорска провели час краеведения «Он увидел жизнь саам…».

Его посвятили 150-летию со дня рождения выдающегося этнографа, исследователя быта российских лопарей Николая Николаевича Харузина, и 125-летию выхода в свет книги «Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта». Мало кто знает, но именно Николаю Николаевичу Харузину удалось вписать наиболее яркую страницу в историю изучения саамского народа.

Из купеческой семьи…

Родился он в Москве в состоятельной и весьма культурной семье. Отец — Николай Иванович — занимался торговлей текстильными изделиями и впоследствии стал купцом первой гильдии.

И все четверо детей — Михаил, Алексей, Николай и сестра Вера — выбрали стезю науки и стали известными этнографами и внесли неоценимый вклад в сокровищницу русской научной мысли. Их всегда окружали интересные люди; они были в центре общественной и культурной жизни Москвы. Знакомство и общение с выдающимися учеными, писателями, художниками, музыкантами России (М.Н.Сперанский, Л.Н.Толстой, А.А.Фет, С.Н.Танеев, В.В.Кандинский и многие другие) сыграли огромную роль в их художественного вкуса и дарования.

В Лапландию!

Николай Харузин учился в московской гимназии и всегда был первым учеником. Потом поступил в Московский университет на юридический факультет. Постепенно увлекся этнографией и археологией, ему было интересно изучать быт многочисленных народностей России. Впоследствии перевелся на исторический факультет. В 1886 году на каникулах отправиля в экспедицию на юг для раскопок в Чечне, Осетии, Крыму.

В 1887 году этнографический отдел Общества любителей естествознания командирует его в Карелию, Олонецкую губернию и Лапландию для изучения быта местного населения. Вместе с ним отправляется сестра Вера. Это была первая самостоятельная экспедиция Николая Харузина, принесшая важные для русской этнографической науки результаты.

В середине июля 1887 года на пароходе «Федор Чижов» брат с сестрой выехали из Кеми в Кандалакшу, оттуда пешком и на лодках проследовали по так называемому «почтовому тракту» до Колы. По пути они посетили придорожные и окрестные лопарские погосты: Бабенгу, Екостров, Масельгу, Ловозеро, Кильдинский, затем из Колы выезжали в Нотозеро и Сенгелу. Харузины побывали в 7 лопарских селениях.

В дороге знакомились с местными жителями, много беседовали и у костра, за чашкой чая, в гостеприимных почтовых избах. Главной задачей был сбор этнографического и фольклорного материала о лопарях, изучение их жизни. Срок экспедиции был не большой, около 2-х месяцев, поэтому Николай Николаевич подключил к своей работе местных жителей. Например, священник Константин Прокопьевич Щеколдин, настоятель храма Бориса и Глеба на самых северных рубежах России, прожил среди лопарей 19 лет. Он хорошо знал саамский язык, записывал сказки, легенды, песни, предания и опубликовал несколько статей о саамах в газете «Голос» и в альманахе «Живая старина». Свои обширные записи он передал Харузину. Тогда же были переданы и копии важных документов, например, грамота Петра I на владение туломскими семужьими ловлями от 1697 года. Маршрут экспедиции завершился в Ловозерском погосте, и за короткое время Харузиным удалось достичь больших успехов. 

Статьи и книги

Николай Харузин публикует первые статьи «О лопарской бывальщине и песне», «О нойдах у древних и современных лопарей». Но самым замечательным итогом этой экспедиции стала книга «Русские лопари» (472 страницы), вышедшая в свет в 1890 году, над которой он работал три года. В книгу вошли отрывки из книги Иоанна Шеффера «Лаппония» — одной из первых печатных книг XVII века, которая рассказала всему миру об истории, культуре и быте коренного населения Лапландии. 

Это был первый опыт такого исследования, и довольно полным. Мимо этой книги не пройдет ни один исследователь Кольского Севера. В ней уделено внимание быту, обычаям саамов, устному творчеству, сказкам и преданиям. Здесь можно увидеть и цветные иллюстрации одежды, узоров, приведены записи сказок, преданий.  Труд ученого отмечен золотой медалью Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.

Были в его жизни и другие книги. Кроме того, на свои деньги он основал и редактировал научный журнал «Этнографическое обозрение». При жизни им было опубликовано около 30 работ.

С 1896 г. Н.Н. Харузин начал читать курсы лекций по этнографии в Московском университете и Лазаревском институте восточных языков. Преподавание сочетал с работой в должности помощника хранителя в Императорском Российском историческом музее (Москва). Выход в свет четырехтомной «Этнографии» Харузина вызвал огромный общественный резонанс.

В воспоминаниях людей, которые близко его знали, отмечается его доброта, отзывчивость. Он постоянно заботился о своих студентах, помогал материально, договаривался об освобождении от платы, иногда сам вносил плату за студента, старался не афишировать этого. Рекомендовал открывать школы в Лапландии, расширять медицинскую помощь населению, приобщать местное население к культурной жизни.


 

Несколько интересных фактов из книги Н.Н. Харузина:

* После рождения ребенка лопари обливают его холодной водой, либо вытирают его снегом и затем кладут в теплое место. Завертывают в заячий мех. Когда ребенок родился, ему дарили важенку, потом еще одну, когда прорежется первый зуб. Так собиралось стадо. 

* Иногда детей кормили оленьим молоком. Совсем маленьких их приучали к употреблению мяса, прикладывая кусочки мяса ко рту, чтобы они могли высасывать из них сок. 

* К колыбели мальчиков привешивались лук и стрелы, копьё, а колыбели девочек — птичьи крылья, голову или ноги, иногда украшения.

* Давая имена детям они их произносили по-своему: Степан — Тяпан, Василий — Васько, Иван — Евдан, Екатерина — Кадран, Анна — Ан.

* Зимой мужчины и женщины носят меховую одежду в виде мешка с прорезью для головы, с капюшоном и рукавами. Мешок подпоясывается, а образуемое в пазухе место используется как карман для хранения табака и спичек.

* Бубен являлся семейной или родовой собственностью. Его имел каждый глава семьи. Перевозился он тайными дорогами, по которым обыкновенно никто не ходил. 

* Бубен делался из дерева: сосны, ели, березы. Та часть бубна, по которой били, была раскрашена: на ней изображались разные фигуры красной краской, добываемой из коры ольхи. Количество эмблем богов на бубне зависело от могущества нойда.

Приметы из книги Н.Н. Харузина:

* Чтобы предохранить себя от болезней, зашивали в пояс небольшой кусок железа.

* Когда лопари едят мясо дикого оленя, то кости не бросают на улицу, их опускают в реку. Если этого не делать, то, считается, что ему больше не поймать дикого оленя.

* Лопарь,  прежде чем срубить дерево, ударяет его один раз обухом топора, это называется убить дерево. Они считали, что в дереве живет дух, и если не сделать его безвредным то он может принести вред лопарю, ему дому.

 
Подготовил Артем БАГЛАЙ

Материалы по теме