Banner
Banner
20 апреля 12:23
  • $ 93.44
  • € 99.58
Ваша тема
13 февраля 2015 07:14

Нарушив закон человеческий, исполнил божью заповедь

Как говорит член Национально-культурной автономии саамов Мончегорска Андрей Белозеров, саами — народ простой и бесхитростный, который всегда не столько жил, сколько выживал.

Вытерпев на собственной шкуре много невзгод, разве могли представители этой народности оставаться в стороне от чужого несчастья? О том, как саам выручил из беды русскую семью, рассказал Kn51 Андрей Васильевич. Что здесь быль, а что — сказка, уже не узнать, но от этого история не становится менее интересна.

***

Жил в XVII веке лопарь Андрей Лопин. Был он куином — старшим на промысле.

В ту пору как раз Экостровские саами добились права платить подать московским царям деньгами, а не шкурами. А шкурки стали выгодно продавать в Архангельске. Получил Андрей наказ от совета стриков съездить в Архангельск, да поторговать

Сбыв товар, куин гулял по набережной. В порту во все времена крутились гулящие девки. Заприметил куин в пестрой стайке женщину, явно к тому кругу не принадлежавшую. Пристыдить хотел, да услышал от нее такую историю.

— Муж мой корабельщик. Много лет деньги на свой корабль собирал. Как собрал, пошел на нем в Норвегию. Груз в долг взял. У Семи Островов разбился корабль, и груз погиб. Муж-то живым вернулся, да посадили его в долговую яму! Залог большой требуют. Думала, может так заработаю…

Сумма залога оказалась равна тому, что Андрей Лопин за шкуры выручил. Дал он женщине эти деньги со словами:

— Муж, наверное, человек опытный. Найдет возможность встать на ноги.

— За кого молиться-то, добрый человек? — спросила женщина.

— Молитва найдет дорогу, — был ответ Андрея.

Имя его женщина у людей в порту узнала.

Вернулся куин домой. Старики с него деньги требуют, а он им:

— Нет денег. На Божье дело дал.

Знал Андрей, на что шел. По саамским законам, только на всеобщем совете решалось, как распоряжаться общими деньгами. Преступившему закон грозила смертная казнь. 

Рядом с островом Могильный есть гора, с которой сбрасывали провинившихся. Если человек оставался жив, значит — был не виноват. 

И Андрея сбросили. Покалечился он, но жив остался. Не пошел к соплеменникам, знал: не примут. Двинулся к побратимам в Кильдинский погост. Когда оклемался, взяли они его с собой на Грумант (Шпицберген), куда ездили артелями на зимовку промыслом заниматься. 

Медведей, северных оленей, тюленей и моржей, песцов на острове было великое множество. Море богато рыбой. Заготовили шкур, моржовых клыков… По возвращении обратно зашли отдохнуть на остров Медвежий. Напали там на них морские разбойники. Артель не поддалась, но многие погибли, а с ними и Андрей Лопин. 

Вернулись в Колу, стали добычу делить. По старинному закону тому, кто погиб на промысле, причиталась бо`льшая доля. Так вышло, что пай Андрея получился равным тому, сколько он должен был своему совету. Расквитался…

 Прошло время, приехал на Экостровье богатый купец Андрея разыскивать. Опечалился, узнав, что тот погиб. Хотел побрататься с ним и долг отдать.

— Деньги саамские возьмите себе, — предлагал он старикам, а те только плакали, мол, не достойны… 

В следующем году привез купец колокол в честь Андрея Лопина, на котором была надпись: «Нарушив закон человеческий, исполнил божью заповедь». Стоял колокол на звоннице, пока Петр I не издал указ колокола снимать да пушки переливать. Так и колокола не стало…

Не гнушались лопари помогать другому народу и на верную гибель шли, себя не жалели.

 
Светлана ФРИБУС

Материалы по теме