Рынок по достоинству оценил стратегию развития «Норильского никеля»
Основные достижения «Норникеля» за последние два с половиной года — стратегия развития «Норникеля» и результаты ее реализации. «За это время в мире много всего поменялось, а стратегия у нас одна, и под каждой строчкой можно подписаться», — заявил глава компании Владимир Потанин в интервью журналу Forbes.
Основой стратегии стало признание приоритетными первоклассных активов с выручкой более $1 млрд, рентабельностью по ЕВIТDА выше 40% и сроком жизни, то есть периодом, когда отдача от вложенных средств остается для инвестора значимой, более 20 лет. Активы «первого класса» должны обеспечить стабильный уровень возврата вложенных средств и располагаться в перспективных для «Норникеля» регионах.
По этим критериям вне конкуренции оказался Заполярный филиал на Таймыре и месторождения вокруг Норильска. Здесь расположены богатые медно-никелевыми рудами месторождения, здесь обрабатывают руду и выпускают чистую медь, никель и кобальт, платиновые концентраты, серебро и еще целый ряд металлов и серу. И при этом недра Таймыра, одного из главных мировых центров добычи и производства цветных металлов, изучены всего на 25%. Поэтому компания запланировала двукратный рост инвестиций в геологоразведку. Второй по размеру актив, дающий более 20% возврата на вложенный капитал в год, — Кольская горно-металлургическая компания, подразделения которой расположены в Мурманской области, пишет Forbes.
Смена стратегии привела к пересмотру активов, которые не соответствовали жестким критериям доходности. Это горнорудные компании в Ботсване, ЮАР и Австралии. В мае 2014 года «Норникель» закрыл сделку по продаже золоторудных и никелевых компаний в Австралии, а в октябре договорился продать активы в ЮАР и Ботсване. Таким образом «Норильский никель» становится компанией, фокусирующей свое внимание на российских активах.
Кроме того, по сравнению с 2012 годом в компании почти в два раза сокращен рабочий капитал, что по словам аналитика Rye, Man&Gor Securities Андрея Третельникова положительно влияет на рост денежного потока. Вместе с другими правильными действиями менеджмента это убеждает инвесторов в привлекательности «Норникеля», и его капитализация растет.
Еще одно изменение, которое оценил рынок, в сбытовой политике. Что выгоднее, продать готовый металл или полуфабрикат? Мировые производители цветных металлов сегодня не стремятся к вертикальной интеграции и, если выгодно, продают полупродукты, не тратясь на завершающие стадии производства. Что даст компании следование этому примеру? Даже недостаток металлургических мощностей не будет сдерживать инвестиции в разведку, добычу и первые переделы руды, а вложенные деньги быстрее принесут прибыль.
И все же ведущие товары компании — никель (в 2013 году №1 в мире, 14% глобального производства) и медь (№11,2%). «Норникель» также занимает первое место в мире по производству палладия (2,7 млн тройских унций, 41%). Как рассказывает Потанин, в компании «впервые занялись маркетированием» и расставили приоритеты. «Есть стратегические товары, на которые мы влияем, — палладий и никель, и по ним мы ведем себя как стратеги, то есть продаем товар конечному покупателю и тем самым влияем на рынок, — цитирует Forbes главу «Норникеля», — а по остальному, например по меди, мы отдаем товар брокеру, и финальная цена от нас не зависит».
Каковы финансовые результаты работы по новой стратегии? По сравнению с первым полугодием 2013 года за тот же период 2014-го выручка увеличилась с $5,6 млрд до $5,7 млрд, ЕВITDA — с $2,3 млрд до $2,5 млрд, чистая прибыль выросла с $0,5 млрд до $1,5 млрд.
Но кроме эффективности есть еще кое-что важное, пишет Forbes. В 2016 году будет закрыт Никелевый завод 1942 года постройки, который находится в черте Норильска. Мотив этих расходов один — улучшить экологическую ситуацию. Ускоренное закрытие завода обходится в несколько млрд рублей, а связанные инвестиции по переносу производств на другие площадки — более 70 млрд рублей. С экологией связан и другой крупный проект компании — снижение выбросов в атмосферу диоксида серы.
В то же время, как отмечают акционеры, «Норникель» очень уверенно себя чувствует на основных рынках сбыта — палладия и никеля. Это позволяет компании спокойно переживать самые тяжелые времена. Несмотря на стагнацию и падение цен на никель на 20% за последние 9 месяцев, Потанин словосочетание «тяжелые времена» заменяет словами «встречный ветер». И он уверяет, что встречный ветер благодаря девальвации рубля пошел «Норникелю» только на пользу, пишет Forbes.