Banner
Banner
19 апреля 02:56
  • $ 94.09
  • € 100.53
Наши люди
18 мая 2015 06:49

Учиться жизни - у Ивана Степановича Павлова

В душе настоящего русского мужика нет злобы. И даже ненависть велит не вытряхивать из врага душу, а просто гнать его с родной земли. Об этом говорит Иван Степанович Павлов — 92-летний участник и инвалид Великой Отечественной войны, мончегорец, бывший работник энергоцеха комбината «Североникель».

Прогнать врагов, как тараканов

В 1942-м его забрали в армию. Два года часть, в которой он служил, стояла на передовой и сдерживала фашистов в районе поселка Кесинга республики Карелия.

— В 1944 году наши войска шли в наступление по всем фронтам, мы тоже атаковали немецкий гарнизон. Они от нас утекали через озеро, — вспоминает Иван Степанович. — Мы поразились «убранству» землянки, где они жили два года: стены увешаны плакатами с обнаженными женщинами.

Одна из землянок заполыхала. Оттуда выскочили немцы с поднятыми вверх руками. Видимо, прятались в тайнике под полом. Увидев врага так близко Иван ощутил, насколько сильно хочется поскорее выгнать фашистов, но, говорит, жажды крови или мести не было.

— Их, конечно, ненавидели, как врагов, — произносит Иван Степанович, — но рядовой-то немец тоже не виноват. Большинство из них согнали в армию, а там, как полагается — порядок и дисциплина, подчинение приказам.

Любовь нечаянно нагрянет…

В том бою Ивана ранило в правое плечо — рука отнялась, последовало длительное лечение. Потом — 2-я группа инвалидности и в октябре 1944-го парня отправили домой, в Мончегорск. Местная медкомиссия дала ему рабочую III-ю группу, и в феврале 1945-го молодой человек устроился дежурным слесарем, машинистом компрессора в цех сетей и подстанций на комбинат «Североникель». А в конце апреля приятным и, буквально, судьбоносным сюрпризом стала путевка в Дом отдыха (после войны он некоторое время располагался в здании школы №3, сейчас это лицей им. Сизова). Там Иван познакомился с будущей женой — Анной Ивановной — работницей пятого цеха комбината. Здесь к ним «нечаянно нагрянула любовь», а потом — известие о Победе. Поженились влюбленные через полгода — в январе 1946-го. Свадьбу гуляли в бараке, пригласили родню и молодежь.

— Особо не шиковали: продукты тогда давали по карточкам. Заместитель директора выписал мне несколько литров спирта. Я сам съездил в Мурманск за селедочкой, — усмехается Иван Степанович, — условно можно сказать: столы не пустовали.

Связь прервалась…

К тому времени Иван уже перевез из Псковской области в Мончегорск свою маму. Еще до войны семью Павловых раскулачили. Отца арестовали за то, что он — человек из зажиточной семьи — противился вступлению в колхоз. Иван Степанович помнит суд над отцом и приговор: «сослать на Колыму».

Сначала переписывались, семья знала, что отец состоит адъютантом при каком-то обеспеченном ученом. Папа регулярно отправлял домой деньги, беспокоился о родных, ведь у жены на руках, кроме Вани, оставались еще две дочери. А во время войны связь прервалась. Больше они с папой не виделись…

Комбинат работать не прекращал

Молодой участник войны был на хорошем счету у начальства. Оказалось, он успел зарекомендовать себя еще четыре года назад. В мае 1941-го 18-летний Иван приехал в Мончегорск к родной сестре. 1 июня он устроился в плавильный цех учеником слесаря, а через три недели началась война и эвакуация.

— Эвакуировали основное оборудование: конвекторы, краны… Меня поначалу собирались направить в Орск, но неожиданно пришел приказ всех одиноких и холостяков оставить на месте, — рассказывает ветеран. — Много семейных увезли, но ведь и здесь кому-то надо было работать. Мы для воинских частей подготавливали кокс, швеллера, балки… Все вручную складировали в плавильном цехе. Там был оставлен подъемный кран, им загружали железнодорожные составы. Я трудился до апреля 1942-го, пока не пришла повестка.

Нужный всем

Энергоцех для Ивана Степановича стал вторым домом на 30 лет. Оттуда ушел на пенсию. Он много занимался общественной работой. В 1945-м его выбрали председателем цехкома, в 1953-м — секретарем парторганизации энергоцеха. Был членом парткома и горкома.

— Почти все вечера проводил вне семьи: то совещание, то чьё-то личное дело рассматривали, и везде надо присутствовать. Как жена терпела? — пожимает плечами Иван Степанович, — привыкла, наверное.

10 лет назад не стало Анны Ивановны. Вместе они прожили 62 года. Воспитали двух сыновей (один из них, к несчастью, тоже ушел из жизни), есть три внука и уже три правнука.

Лучезарная улыбка

Говорят, люди курят, чтобы успокоиться, а Иван Степанович на фронте свой табак друзьям отдавал — он в нем не нуждался даже тогда.

У Ивана Степановича лучезарная, просто солнечная улыбка и приятный, мягкий смех. Он беззлобно подшучивает над тем, что происходило в его жизни когда-то… Даже в воспоминаниях о войне находит забавное. Например, как в затишье цепляли на палку немецкую каску, чтобы сбить с толку нашего снайпера.

— Молодые были — развлечений хотелось, — добродушно поясняет ветеран.

Так хочется, чтобы лучезарная улыбка Ивана Степановича Павлова сияла еще много-много лет, а внукам и правнукам было, у кого учиться жизни.

 
Светлана ФРИБУС. Фото Светланы ФРИБУС и из архива Ивана Степановича ПАВЛОВА

Материалы по теме