Banner
Ваша тема
21 августа 2015 15:33

Чудеса Териберки

В нашей компании долго обсуждалось стремление побродить по скалам Териберки. В конце концов, вооружившись палатками и навигатором, мы добрались до земли обетованной, еще не представляя, что увидим и откроем спустя четыре часа пути от Мончегорска до Териберки.

Два дня восторга на берегу Баренцева моря утвердили нас в мысли, что это место не из тех, побывав в котором можно удовлетворенно поставить галочку в записной книжке: «Я здесь был». К вечеру второго дня, сворачивая спальный мешок, каждый думал: «Я вернусь сюда еще…»

От казахской степи до гор Кавказа

Когда за окнами машины перестали мелькать даже карликовые березы, развернувшиеся, куда ни глянь, тундровые просторы кто-то сравнил с казахстанской степью. Стелящийся белый ягель откровенно смахивал на солончаки. Однако, вскоре дорога, нырнувшая в щель между откуда ни возьмись выросшими скалами, навеяла сравнение с Кавказом.

Мы были настроены на чудо. Может быть, поэтому сознание не сфокусировалось на удручающем впечатлении, что родилось при въезде в старый поселок Териберка, где царила разруха и уныние. Неприятное ощущение моментально смыл густой, словно тягучий, аромат сочной травы, цветов и моря.

Черно-белый пляж «Кавказские» скалы

К местным чайкам прониклись уважением

Тропа, по обе стороны которой пестрел ковер из ромашек, северных орхидей и цветущих ягодников, вела нас прямо к заливу мимо сопок, усеянных белыми точками. В какой-то момент «точки» внезапно, будто повинуясь чьей-то команде, встрепенулись и с криком поднялись в воздух. Чайки…

Странное дело… Крик Терибекских чаек ублажал слух, в отличие от мончегорских, что парят над помойками. С виду птицы совсем не отличаются, но по необъяснимой причине к местным мы прониклись уважением.

Цветы Териберки

Пробирало до мурашек

Мощь Баренцева моря потрясала. Созерцание штиля пробирало до мурашек и одновременно гипнотизировало: вода как будто светилась изнутри, переливалась лазоревыми оттенками с бирюзой. Она была ярче и светлее затянутого неплотными тучами неба. Из-за этого корабли, стоящие неподалеку от берега, казалось, парили в воздухе.

Песчаный пляж

Глыбы, одетые в черное

В Териберке много интересного, но скалы – пожалуй, первое, что бросилось в глаза. Часто встречались глыбы, одетые в черное. Мрачный вид им придавал лишайник, напоминающий облупливающуюся черную краску. Попадались камни в красном и ярко салатовом — все также благодаря лишайникам разных видов.

Отвесные рыжие скалы на берегу внушали мистический ужас. А монолитные, те, что подставляли покатые гладкие спины волнам, напоминали огромных откормленных тюленей с жировыми складками. Ну и, конечно же, нас привела в восторг местная «галька», размером с хорошую тумбочку, обтесанная и отточенная, заполнявшая «пляжи».

«Галька» на пляжах Териберки

Как пройти к батарее береговой охраны?

В отличие от моря, водопады Териберки на нас — разбалованных туристов — не произвели особого впечатления. В сравнении с водопадом Девичьи косы в Мончетундре, ошеломительным по красоте в пору полной воды, эти представляли собой просто милое взору природное явление.

От водопада прошлись вдоль ближайшей сопки по болотцу, до отвала накормившему нас медовой морошкой, к месту, где до 1950-х годов базировалась артиллерийская батарея береговой охраны №199 30-го отдельного артиллерийского дивизиона в Териберке. Там до сих пор стоят четыре 100-миллиметровых орудия Б-24БМ — корабельные пушки, разработанные в начале 1930-х годов. На каждом из них кто-то до нас поставил по букетику искусственных цветов…

Это одна из самых популярных Териберкских достопримечательностей. Здесь не бывает безлюдно. На обратном пути нам встретился запыхавшийся молодой человек, чуть ли не в офисной одежде с планшетом «наперевес». Отдышавшись, он с лучезарной улыбкой уточнил путь к батарее и снова буквально понесся вперед. В городе никто бы не обратил внимания на суетливость парня, а там, среди камней время и мысли текут размерено, не хочется делать резких движений. Поэтому несколько мгновений мы смотрели вслед мужчине, как некой аномалии…

Водопад Батарея Батарея

Детский сад для лягушат

Мы мало говорили, и тихо ступали. Особенно после того, как спугнули огромный «косяк» головастиков в водоемчике около пяти метров в диаметре.

В чистом виде лягушатник уютно расположился в каменной нише как раз у подножия батареи. Головастики с уже проклюнувшимися задними лапками и толстыми брюшками рассеялись в разные стороны, как только наши ноги остановились у кромки их «дома».

Головастики

Где граница между морем и океаном

На ночь мы разбили лагерь с видом на море. Не спалось: события и свежие впечатления обсуждали взахлеб, долго. Днем наша компания разделилась на тех, кто полагал, что мы находимся на берегу Баренцева моря, и тех, кто утверждал: «Перед нами Ледовитый океан!!»

Голосующие за океан, аргументировали позицию тем, что провести границу между морем и океаном невозможно. Не сойтись во взглядах и окончательно запутаться нам помогли местные рыбаки. Они поведали, что здесь зимой море не замерзает, а океан приходится бороздить ледоколами, и в этом разница между стихиями принципиальна. Но с другой стороны у берегов Териберки можно встретить дельфинов, акул, касаток, белух, тюленей и даже китов! Значит, все-таки, мы мыли ноги в океане?..

А ведь мы, действительно, не могли отказать себе в удовольствии пробежаться босыми ногами по песчаному пляжу. Когда солнце стало скатываться к горизонту, оно подсветило небо и водную гладь фиолетово-желто-розово-багряным светом. Отполированные волнами скалы, принимая солнечные ванны, выглядели теперь по-домашнему теплыми, как мягкие диваны…

Кладбище кораблей

Утро следующего дня взбодрило нас легким туманцем. Чтобы размяться, отправились к знаменитому кладбищу кораблей.

Здесь тумана не было, но природа хмурилась, и это нагнетало минорные мысли.

В залив выступала, как казалось сначала, коса, по обе стороны которой лежали на боках, а то и вверх дном скелеты рыболовецких суден. Оказалось, коса искусственная — мы ходили по земле, насыпанной поверх кораблей. Сколько их там — неизвестно. Особенно потряс размер судна, корма которого торчала с одной стороны «косы», а нос – с другой. Мурашки по телу от осознания того, что их строили люди, жившие за много лет до нас. На этих судах рыбаки ходили в море, а теперь мы стоим на их останках с ощущением надругательства над памятью поморов, живших здесь и кормивших семьи тяжелым трудом.

Кладбище кораблей Кладбище кораблей

С корабля на бал

Двинулись дальше и… оказались на празднике. В Териберке отмечали Всемирный день коренных народов мира. Покружиться в общем хороводе, затянуть вместе песню — для нас это было приятным сюрпризом. Мы пели мантры, писали на клочках бумаги заветные мечты… А кульминацией веселья стало торжественное сжигание тех самых записок на костре.

Внезапно выглянуло солнце и облило нас, стоящих в кругу, сцепившихся за руки, объединенных детским ожиданием чуда. Наверняка каждый хотел, чтобы дым костра унес его мечту туда, где решается, сбыться ей или нет.

День коренных народов День коренных народов