Banner
Banner
29 марта 09:19
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди
26 февраля 2016 16:01

Жить, чтобы помнить

Когда мончегорка Наталья Тимофеева узнала, что в научно-технической библиотеке в Мончегорске представлена выставка, посвященная 80-летию железнодорожного отделения транспортного цеха Кольской ГМК, она не могла ее не посетить.

На выставку ее привела память об отце — Владимире Петровиче Смирнове, который более 30 лет проработал в железнодорожном цехе комбината «Североникель».

Прошел всю войну

Владимир Петрович родился в 1916 году в Ленинграде. В годы Великой Отечественной войны он воевал на Карельском фронте. В 1942-м был назначен старшим машинистом бронепоезда «Мурманец».

Гостья библиотечной выставки принесла газетную заметку про этот поезд и своего отца. Первый и единственный бронепоезд в Заполярье создавали в Мурманске, а работать он не прекращал даже во время налетов вражеской авиации. Областная газета «Полярная правда» (от 16 декабря 1969 г.) писала: «Первое боевое крещение команда бронепоезда получила у станции Лоухи, где пушки «Мурманца» громили наступавшую пехоту противника. А потом крепость на колесах курсировала по железнодорожным путям, выполняя различные задания командования».

— Когда папа рассказывал про войну, как бомбили и как было страшно, то слезы на глаза наворачивались. Он ведь думал тогда, что не доживет до конца войны, — говорит, вздыхая, Наталья Владимировна.

А потом вспоминает, как сильно родители любили друг друга и сразу улыбается.

Жили душа в душу

Владимир Петрович познакомился со своей будущей супругой — Анной Афанасьевной — еще в мирное довоенное время. А поженились они после войны и все годы прожили душа в душу. Помимо дочери Натальи у них было еще двое сыновей, но, к сожалению, оба рано ушли из жизни.

После войны семья Смирновых некоторое время жила в Мурманске, потом переехала в Мончегорск. Владимир Петрович устроился работать в железнодорожный цех комбината «Североникель», где проработал до начала 1980-х в должности старшего машиниста тепловоза. «Смотришь, как водит свой тепловоз Владимир Петрович, и невольно на ум приходят слова старой песни: мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути», — писала о нем газета «Полярная правда».

На выставке в НТБ Наталья Тимофеева полистала альбомы с фотографиями, познакомилась с газетными публикациями про железнодорожный цех. Принесла она и снимки из личного архива, а также книгу «Мурманская область в годы Великой Отечественной войны», где есть фотография команды «Мурманца», а в центре ее отец Владимир Смирнов.

Память бережно хранит

— Папа был очень добрым, отзывчивым человеком. У него было много друзей и знакомых. И спорт он любил. Зимой, например, мы регулярно ходили на лыжах в лес до Солдатских горок. Как ветерана его часто приглашали в школы рассказать ребятам про военные годы. И на 9 мая он выступал с речью, — вспоминает Наталья Тимофеева…

И тут же начинает рассказывать другую историю. У Владимира Петровича был друг, которого он знал еще мальчишкой. На глазах мальчика убили отца – заместителя командира бронепоезда по политчасти. Команда «Мурманца» взяла паренька под свою опеку как сына полка, а после войны его определили в военное училище. Владимир Петрович долгие годы поддерживал с ним связь.

Когда Наталья Тимофеева говорит о своем отце преображаются ее лицо и голос. Сразу понимаешь, как сильно она его любила и любит…

Владимира Смирнова не стало в 2004 году. Дочь бережно хранит память о папе – фотографии, документы, награды. Мамы Натальи Тимофеевой тоже уже нет в живых. С отцом у них была разница 6 лет, а оба умерли в возрасте 88 лет.

— И вы знаете, папа очень любил Мончегорск. Даже когда после выхода на пенсию они с мамой уехали в Самару, он приезжал сюда, — говорит Наталья Владимировна.

Вот так выставка в библиотеке послужила поводом, чтобы вспомнить про замечательного и достойного человека, который жил и работал во благо своей семьи и своей страны.

Напомним, на выставке в НТБ, посвященной 80-летию железнодорожного отделения транспортного цеха Кольской ГМК, представлены книги, журнальные и газетные статьи, фотографии, а также воспоминания ветеранов железнодорожного цеха комбината «Североникель». Она будет интересна и работникам Кольской ГМК, и тем, кто когда-то работал на градообразующем предприятии, и просто жителям города, интересующимся его историей.

 
Елена СЕВЕРНАЯ. Фото Елены СЕВЕРНОЙ и из архива Натальи ТИМОФЕЕВОЙ