Banner
Banner
25 апреля 20:36
  • $ 92.13
  • € 98.71
Компания, Норникель
24 ноября 2016 06:32

Партнерство за Полярным кругом

«Норникель» выступает флагманом развития инфраструктуры Севера, модернизации производства, развития территорий и улучшения экологии. О стратегическом партнерстве государства и бизнеса в освоении Арктики рассказал журнал «Эксперт».

Время Арктики

В XXI веке Арктика становится одним из основных драйверов развития мировой экономики и безальтернативным ресурсным центром России. Комплексное и эффективное освоение российской части этого макрорегиона возможно только при условии стратегического партнерства государства и бизнеса, пишет издание.

Кольский полуостров, Республика Коми, Ямал, Таймыр еще в советское время стали символами индустриального продвижения нашей страны в Заполярье. Однако в постсоветское время внимание российских властей к Арктике вернулось, пожалуй, только в начале нынешнего десятилетия. В 2013 году утверждена «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации», годом позже принята федеральная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», а в 2015 году Минэкономразвития сформировало список из 147 проектов, которые, по мнению представителей арктических регионов и крупных финансово-промышленных групп, были бы наиболее значимы для развития Заполярья. Список оказался внушительным — почти на пять триллионов рублей, четыре из которых — средства, которые предполагается привлечь из внебюджетных источников. В итоге в 2016 году из этого списка выделены 17 индустриально-транспортных проектов, которым государство намерено уделить первостепенное внимание.

Флагман «разогрева» Севморпути

Большинство этих проектов так или иначе связаны с созданием в российской Арктике транспортной инфраструктуры, в том числе для главного водного маршрута — Северного морского пути (СМП). При этом флагманом «разогрева» Севморпути выступил «Норникель», флот которого до недавнего времени обеспечивал более трети перевозок по СМП. За последние десять лет компания создала современный флот контейнеровозов усиленного ледового класса.

— Наша компания работает в Арктике более 80 лет и накопила уникальные компетенции, знания и технологии, которые могут помочь раскрыть весь потенциал арктического региона России, — подчеркивает старший вице-президент «Норникеля» Сергей Батехин.

Отдельная тема — модернизация и строительство новых портов на побережье Северного ледовитого океана. «Пионером» здесь также стал «Норникель», с 2011 года вложивший в модернизацию и оборудование морского порта Дудинка более 5 млрд рублей. До 2020 года, согласно федеральной программе развития Арктики, должен быть комплексно развит Мурманский транспортный узел. Здесь «Норникель» ведет строительство собственного перегрузочного терминала. Сейчас ведутся работы по реконструкции второго причала общей стоимостью свыше 2,3 млрд рублей. Проект планируется завершить в 2017 году.

Параллельно модернизируется и система воздушных сообщений в российской Арктике. На принципах государственно-частного партнерства в реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Алыкель в Норильске «Норникель» вложил 3 млрд рублей. Предполагается, что в дальнейшем норильский аэропорт станет одним из ключевых звеньев в рамках проекта развития арктической зоны РФ.

800 миллиардов на модернизацию

Отличительной чертой новой волны индустриализации российского Севера также становится создание восьми опорных зон — территориальных точек роста в Арктике. При этом уже сейчас понятно, что в первую очередь упор будет сделан на Кольскую, Архангельскую, Ямальскую и Норильскую опорные зоны.

«Вес» индустриальных проектов, которые уже сейчас развиваются в этих четырех опорных зонах, составляет триллионы рублей. Только «Норникель» направит на модернизацию своих производств до 2020 года 800 млрд рублей. Причем 300 млрд из этой суммы пойдет на реализацию экологических проектов компании на Таймырском и Кольском полуостровах. Поэтому понятно, что промышленники, работающие в Арктике, в первую очередь заинтересованы в стабильных и понятных отношениях с государством при реализации своих индустриальных проектов.

— В горной и металлургической промышленности все инвестиционные проекты рассчитаны на срок реализации не менее 5-7 лет. Сейчас у нас в разгаре модернизация производства. До 2019 года мы осуществим серьезное техническое перевооружение как в области обогащения руды, так и в металлургии. За счет этого на предприятиях компании увеличится процент выхода металлов из руды, а это означает более рачительное отношение к тем самым недрам, за использование которых с нас государство берет налоги. По окончании модернизации будут существенно сокращены выбросы серы в атмосферу. Мы очень ответственно подходим и к модернизации, и к экологии, поэтому нам надо, чтобы пять-шесть лет для нас ничего не менялось в плане налогов и нам не пришлось бы из-за этого на ходу корректировать наши планы, — подчеркнул в интервью «Вестям» президент «Норникеля» Владимир Потанин.

Бизнесу в Арктике нужны льготы

Вместе с тем нестабильность мировой экономической и политической обстановки, ухудшающиеся условия добычи и качество минерально-сырьевой базы, необходимость создания транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры при разработке новых месторождений требуют усиления мер государственной поддержки промышленников в арктической зоне. Компании, работающие в Арктике, ставят вопрос о том, чтобы в составе их расходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, например, учитывалась бы и стоимость санаторно-курортных путевок, предоставляемых работникам, расходы организаций — базовых предприятий моногородов на развитие городской социальной сферы, затраты на спортивные и культурные общегородские мероприятия, благоустройство общественных территорий.

По словам Владимира Потанина, раньше на предприятия «Норникеля» ехали за длинным рублем. Но в компании понимают, что без улучшения качества жизни людей на работу не привлечь. С этим связано и решение экологических проблем, и других социальных вопросов, которыми занимается компания в городах, где действую ее предприятия. Речь идет о модернизации инженерной инфраструктуры городов, строительстве социальных учреждений.

Экологическим курсом

В 2016 году «Норникель» закрыл работавший с 1942 года в центре Норильска Никелевый завод, который ежегодно выбрасывал в атмосферу почти 400 тыс. тонн диоксида серы. Операция по закрытию Никелевого завода в Норильске уникальна: в черте города больше нет источника выбросов, при этом Заполярный филиал компании сохранил объемы производства на прежнем уровне.

Сейчас компания реализует следующий этап экологической модернизации своих предприятий. Внедряется проект стоимостью около 1,7 млрд долларов по снижению выбросов в атмосферу диоксида серы на НМЗ. Новые природосберегающие технологии приходят в плавильное производство в Кольской ГМК. В октябре по приглашению компании в Кольской ГМК побывала делегация экспертов-экологов из России и соседней Норвегии, которые смогли воочию убедиться в действенности экологической политики «Норникеля».

Подобное отношение к охране окружающей среды становится нормой при реализации нового этапа индустриализации Арктики не только «Норникелем», но и всеми другими крупными участниками ее освоения.

Подробнее — журнал «Эксперт»

 

Материалы по теме