Banner
Banner
25 апреля 19:25
  • $ 92.13
  • € 98.71
Компания, Норникель
29 марта 2017 15:38

Новая степень транспортной доступности высоких широт

С открытия второй очереди перегрузочного терминала «Норникеля» в Мурманском порту стартовал международный форум «Арктика — территория диалога».

Полтора миллиона тонн нового терминала

Снег плотно укрыл ковровую дорожку к непременному атрибуту — натянутой ленте. Порывы ветра грозили сорвать баннеры на сцене. Погода в этот день выдалась по-настоящему арктической. В эксплуатацию новый причал Мурманского транспортного филиала компании вводили без долгих речей.

Руководитель Росморречфлота Виктор Олерский, к примеру, заметил, что для всех, кто планирует работать на шельфе, перегрузочный терминал может стать неплохой базовой площадкой для воплощения своих планов.

1,5 миллиона тонн грузов в год — таковы теперь возможности перегрузочного терминала. Примерно треть мощностей нового логистического комплекса открыты и для перевалки грузов сторонних компаний.

— Около 1 миллиона 300 тысяч тонн мы планируем принять и отправить уже в этом, 2017-м году, несмотря на то, что только открылись, — поделился планами старший вице-президент «Норникеля» Сергей Батехин. — Такой объем заказов уже есть. Это контейнеры и генеральные грузы.

И все же в первую очередь терминал будет обеспечивать все потребности компании. Грузооборот с закрытием в Норильске по экологическим соображениям устаревшего Никелевого завода и с концентрацией рафинировочных мощностей на Мончегорской площадке Кольской ГМК существенно вырос.

— Проект расширения мощностей перегрузочного терминала для нас очень важен, — отметил генеральный директор Кольской ГМК Игорь Рышкель. — В условиях реконфигурации производства «Норникеля» от Мурманского транспортного филиала во многом будет зависеть ритмичная работа рафинировочной площадки Кольской ГМК в Мончегорске. Есть и еще одно значение у сегодняшнего события: оно позволяет полнее ощутить, что все мы, в разных городах и регионах, составные части единого целого, компании «Норникель».

В прошлом году грузооборот мурманского порта вырос на 12 процентов — в разы больше, чем в среднем по России. На это обратила внимание губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

— Все сомнения, что Мурманский транспортный узел и мурманский порт будут развиваться, мне, кажется, уже развеялись, — сказала глава региона. — Полтора миллиона тонн нового терминала — это значительный объем перевалки. Это новые рабочие места, развитие мурманского порта в целом. Это повышение инвестиционной привлекательности региона. И повышение статуса Мурманска как основного порта Арктической зоны.

— Полтора миллиона, казалось бы, не такие большие цифры, — добавил замминистра транспорта России Виктор Олерский. — Но это дорогие (с точки зрения добавленной стоимости) генеральные и контейнерные грузы. Чтобы те же деньги заработать на перевалке навалочных грузов, терминал должен быть в три раза большим.

Пионер нового судоходства в Арктике

У нового причала ошвартовался «Талнах». Его собрат — «Мончегорск» загружали по соседству у первой очереди терминала. В этот день в Мурманске были два из пяти современных контейнеровозов «Норникеля». Как отметил на подписании соглашения с «Норникелем» о ледокольной проводке гендиректор «Атомфлота» Вячеслав Рукша, создав свой флот, компания стала пионером нового судоходства в Арктике.

— Если раньше в зимние, тяжелые сезоны ледокол брал на буксир небольшое судно, не более 20 тысяч тонн и проводил его во льдах, то сегодня наша задача — прокладка каналов, — пояснил он. — По ним современное судно идет, выдерживая высокий скоростной режим — 10-12 узлов. Мало кто знает, но весь мир сегодня перевозит свои товары в среднем со скоростью 14 узлов. И судоходство в Арктике должно к этому стремиться. Первый шаг в этом направлении сделал «Норникель».

Напомним, история атомного ледокольного флота тесно связана с освоением Норильского промышленного района. Компании связывает многое. И сотрудничество продолжается.

— Сегодня, несмотря на то, что у «Норникеля» свои суда ледового класса, без российских атомных ледоколов мы не можем работать, — отметил старший вице-президент компании Сергей Батехин. — Поэтому роль государства в развитии Арктики и помощи нам, бизнесу, уникальна.

Важнейшая задача

Еще одно из подписанных в этот день соглашений — с правительством Мурманской области. Оно о взаимодействии в сфере экологии и охраны окружающей среды. Компания взяла на себя ряд обязательств, причем не только связанных со своей производственной деятельностью. Так, например, «Норникель» поможет региону в обустройстве природного парка «Полуострова Рыбачий и Средний».

— Речь идет о прокладке экологических троп, — пояснила министр природных ресурсов и экологии Мурманской области Эльвира Макарова. — В заказнике Сейдъявр мы неплохо продвинулись в этом направлении. На Рыбачьем такая работа тоже начнется. Кроме того, на средства компании будет приобретен специальный автомобиль. Он будет своеобразным передвижным контрольным пунктом для инспекторов, следящих за соблюдением правил пребывания на особо охраняемой природной территории.

— Туризм — непрофильный для нашей компании вид деятельности, поэтому здесь мы просто откликнулись на те пожелания, которые были высказаны правительством региона, — прокомментировала вице-президент «Норникеля» Елена Безденежных. — А вот улучшение экологической обстановки — не просто часть стратегии, часть социальной политики «Норникеля». Для нас это важнейшая задача, которую мы реализуем на территории Кольского полуострова совместно с Мурманской областью. И подписанное соглашение — это только один из этапов большой работы.

Совещание по развитию «Севморпути» стало завершением церемонии ввода в эксплуатацию второй очереди перегрузочного терминала «Норникеля» в Мурманске и открытием международного форума «Арктика — территория диалога» — нулевой день, так официально значатся эти мероприятия в программе большого разговора о развитии высоких широт.

 
Илья ВЛАДИМИРОВ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА

Материалы по теме