Banner
Banner
19 марта 09:08
  • $ 91.98
  • € 100.24
Экономика
06 июня 2017 12:58

Инвестиции в социокультурную инфраструктуру - основа будущего

О моделях развития предприятий в удаленных регионах, корпоративно-социальной ответственности бизнеса и о том, для чего компании вкладываются в социальные проекты и экологию рассказала старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова в интервью «Газете.Ru».

Особенности российского бизнеса

Говоря о корпоративной социальной ответственности, Лариса Зелькова отметила, что в нашей стране компании, государственные и частные, очень серьезно относятся к своим обязательствам в этой сфере. Большинство из них озабочены не только тем, что делают для своего развития и для акционеров, но и тем, что делается для городов и территорий, где они работают. И в этом отличительное качество российского бизнеса:

— Следуя классической либеральной модели экономики, любая компания призвана зарабатывать деньги, создавать деловую активность, платить налоги, создавать рабочие места. Если же мы смотрим на российские компании, то, наряду с обязанностями, о которых я сказала, у большинства есть и другие, добровольно принятые на себя. Например, у «Норникеля» они есть в силу разных причин, и, в первую очередь, в силу того, что наши предприятия находятся далеко, люди работают в неблагоприятных условиях.

По словам Ларисы Зельковой, советская модель строительства и развития предприятий и городов предполагала высокую степень патернализма, участия предприятия в жизни городов, поселков, людей. «Норникель» в некотором смысле наследник этой традиции, и в компании стараются ее творчески осовременить, здесь готовы не просто делать подарки, а активно участвовать в жизни городов и территорий.

Экологическая история требует полной модернизации

Когда речь идет о корпоративной социальной ответственности, мы говорим и о экологических проектах компании. Это один безусловных приоритетов «Норникеля». Как отметила Лариса Зелькова, за последние 20 лет в стране существенно изменилось законодательство, и промышленные предприятия должны ему соответствовать.

— «Норникель», так же, как другие крупные российские компании, следует этим изменениям. Не все получается так быстро, как мы бы этого хотели. Так изначально устроено наше производство, так были спроектированы наши предприятия, что любая экологическая история требует полной модернизации всех производственных процессов, говорит Лариса Зелькова. — Поэтому, если хочешь, чтобы металлургия была чистой, нужно поменять металлургию… И это, конечно, вопрос не только гигантских инвестиций, но и сложных инженерных проектов, поэтому такие вещи быстро не происходят нигде. Это требует больших усилий и этапности, нельзя сделать все сразу.

В этом смысле «Норникель» последние несколько лет демонстрирует удивительные темпы.

— В прошлом году, благодаря большой программе модернизации, мы закрыли наш самый старый металлургический завод в Норильске — Никелевый завод, — продолжает старший вице-президент «Норникеля». — Для нас это предмет большой гордости, потому что, когда предприятие акционировали в начале 1990-х годов, все, кто обсуждал будущее Норильска, говорили: «А еще у нас тут есть очень старый завод, мы его скоро закроем». И так продолжалось почти 30 лет. Все говорили, что мы его скоро закроем, но это было невозможно, потому что, как я уже сказала, нужно было поменять всю цепочку.

Возможности, как дополнительный ресурс

«Норникель» вкладывает миллионы рублей в развитие городов, образование, культуру, спорт… В первую очередь это необходимо для создания достойных условий жизни там, где компания ведет свой бизнес, считают в компании.

— Для нас в Норильске, Мончегорске, Заполярном и поселке Никель, где находятся наши предприятия, это, в первую очередь, фактор удержания и привлечения на работу классных специалистов, — говорит Лариса Зелькова. — Потому что в нашей сегодняшней жизни все, кто готов работать по инженерным специальностям, по рабочим профессиям в большой производственной компании, хотят жить в достойных условиях.

Для этого необходимы не только хорошие жилищные условия, но и развитая городская инфраструктура, чтобы можно было после работы сходить в театр или в кино, позаниматься спортом, посидеть в кафе… Чтобы дети могли не только учиться в хорошей школе, но и развивать свои способности. И если для крупных городов это не является проблемой, то для небольших, к тому же удаленных от центра, это становится вопросом участия бизнеса в создании такой инфраструктуры и в формировании таких возможностей, отмечает старший вице-президент «Норникеля»:

— Мы уверены, что наши инвестиции в территории, наши планы по развитию социокультурной инфраструктуры — это способ быть уверенным, что завтра мы сможем не только привезти на практику студентов из интересующих нас вузов, но и дать им шанс жить и работать у нас так, как они этого хотели бы: интересно, насыщенно, находя возможности для самой разной реализации…

— Конечно, бизнес не заменяет государство. И, безусловно, свои обязанности, связанные с конституционными правами граждан на бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование и т.д. оно исполняет, — продолжает Лариса Зелькова. — В чем роль компании? Мы можем провести конкурс для, например, учреждений культуры, дать им гранты на творческий эксперимент, на поиск, на создание, к примеру театральных школ для наших работников или их детей. То есть, мы можем добавить в то, что финансирует государство, дополнительный ресурс. И этот ресурс — не только деньги, это еще и возможности.

Публикуется в сокращении. Подробнее: Газета.ру

 

Материалы по теме