Banner
Banner
28 марта 14:21
  • $ 92.59
  • € 100.27
Наши люди
26 июня 2017 06:39

Радиосвязь с Мадагаскаром, пингвины Шпицбергена и рассыпанные бусы...

Kn51 и Клуб любителей истории Мончегорска (КЛИМ) начинают проект «Я помню, было в Мончегорске…», посвященный 80-летию города. Его участники делятся воспоминаниями о том, как росли комбинат и город в Монче-тундре, как жили здесь люди. Первый рассказ — о мончегорском радиоцентре и Николае Ковальчуке, работавшем там с конца 1960-х.

Знакомьтесь: Николай Ковальчук

Это был удивительный человек. Прекрасно пел, обладал искрометным чувством юмора, общительный и невероятно скромный… Записи с воспоминаниями Николая Стефановича хранятся в клубе «КЛИМ». Их мы дополнили комментариями его дочери Ларисы Качновой (замдиректора по воспитательной работе школы №5) и нынешнего начальника участка радиотелепередающего центра — РТПЦ в Мончегорске Андрея Белоусова.

Название организации, где трудился Николай Стефанович, не у всех на слуху — Мурманский областной радиотелепередающий центр. В записках-воспоминаниях он называет свое место работы просто РС №5 (радиостанция №5).

Николай Ковальчук — один из тех, при ком станция начинала работу. Здесь он трудился 33 года. Сначала был инженером смены, затем радиогруппы, потом старшим инженером, некоторое время начальником радиостанции. Активный член Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР), он внедрил несколько десятков рацпредложений, был победителем конкурса рационализаторов, дважды занесен на Доску Почета производственно-технического управления связи (ПТУС) Мурманской области. Ездил обмениваться опытом по городам Советского Союза. В 1974 году награжден орденом «Знак Почета», в 1978-м ему присвоили звание «Почетный радист СССР».

Свои воспоминания Николай Стефанович Ковальчук назвал «Так было». Предлагаем их вниманию читателей Kn51 в сокращенном виде.

ТАК БЫЛО

Сначала мы жили в Мурмашах. Я работал на военной базе №573 мастером по ремонту радиооборудования самолетов, а жена — воспитателем детского сада Туломской ГЭС. Но в 1967 году нашу базу ликвидировали. Мне стало известно, что в Мончегорске строится крупный радиоцентр, и там требуются специалисты с моим образованием. А я к моменту увольнения имел на руках красный диплом Архангельского электротехникума связи.

   

Мончегорск понравился

Так в августе 1967 года в возрасте 28 лет я переехал в Мончегорск с женой, двумя детьми и тещей. Старшей дочери тогда было 7 лет, младшей — несколько месяцев.

Город понравился. Красивая архитектура многоэтажных домов на проспекте Жданова (теперь — Металлургов), обилие зеленых скверов, магазинов с хорошим снабжением… Работал Дом техники с научно-технической библиотекой, кинотеатр «40 лет Октября», политехникум, стадион, позже открылся Дворец культуры. По городу курсировали автобусы. Правда, в неблагоустроенных домах тогда еще ютились жители рабочих поселков Ниттис, Кумужье, Тростники…

Я отыскал контору радиостанции №5, куда меня приняли инженером смены. Жена устроилась воспитателем детского сада №2 комбината «Североникель». На проспекте Жданова в новом доме нам предоставили двухкомнатную квартиру.

Стойко переносили трудности

Радиостанция находилась на 16-м км, это в 25 км от города. На работу и обратно сотрудников возил грузовик по дороге, вымощенной булыжником. После 20 минут тряски в одну сторону мы долго приходили в себя. Дорогу в дальнейшем заасфальтировали, а нам выделили автобус.

— Помню, как в зимние месяцы трактор не справлялся с расчисткой заносов, и в предрассветном сумраке мы брели через снежные барханы вдоль ЛЭП-10 к техническому зданию. Нужно было преодолеть более километра. Впереди — мужчины, по их следам — женщины, навстречу пурге.

Когда приступил к обязанностям, на РС-5 еще не было электроэнергии, всюду лежал строительный мусор, цементная пыль, было холодно и сыро. Отдыхали и обедали в сарае с освещением от маленького дизель-генератора. Прокладывали кабели, привозили и разгружали оборудование, монтировали его вместе с работниками ленинградского СМУ «Радиострой». Готовили к сдаче ЛЭП-10 и подстанции №25 и №25-а.

В декабре 1968 года РС-5 получила стабильное питание по двум ЛЭП-10 и начала работу. Радиостанция представляла собой небольшой поселок, огражденный забором и оберегаемый военизированной охраной (ВОХР): жилой двухэтажный дом, дороги, водопровод, канализация, бойлерная, насосная, два технических здания с оборудованием и большое антенное поле.

Коллектив в основном был молодой, мы стойко переносили трудности. Подобрали и вырастили хороших специалистов, избавились от лодырей, карьеристов и пьяниц. Одного негодяя, который вредил производству: устраивал поломки, специально расстраивал оборудование, уволили через народный суд.

На удивление профессору

Со временем для улучшения качества радиовещания в городе Мончегорске и Мурманской области на РС-5 вместо киловаттного средневолнового был установлен мощный передатчик чехословацкого производства. Коллектив РС-5 смонтировал 15 тонн оборудования на втором этаже технического здания, на антенном поле установили антенну-мачту высотой 52 м. В указанный срок мы вышли в эфир с программой «Маяк» на частоте 1449 кГц. Нас можно было принимать даже на карманный приемник.

* * *

Бывшие коллеги до сих пор вспоминают Николая Стефановича, как гениального человека. Говорят, он мог сделать буквально все.

— Он был изумительный техник. От и до знал аппаратуру, — рассказал нам нынешний начальник участка РТПЦ в Мончегорске Андрей Белоусов. — Как-то к нам на станцию приезжала московский профессор Анаида Пахлавян, автор учебника для техникумов связи «Радиопередающие устройства». Посмотрела на самый мощный радиопередатчик и удивилась, что раньше ничего подобного не видела. А его монтировал и настраивал Николай Стефанович.

Зачем ездил? Родина послала!

Я ездил в полугодовую командировку на остров Шпицберген, чтобы установить передатчики в поселке Пирамида по просьбе управления производственного объединения «Артикуголь».

* * *

— Когда папа ездил в командировку на Шпицберген, я была девочкой-подростком, -вспоминает об этом периоде дочь Николая Стефановича Лариса Качнова. — В те времена советские граждане жили в двух поселениях — Баренцбург и Пирамида. Отца поразило, что приходилось работать вместе со специалистами из других стран — финнами, норвежцами и т.д. Запросто общались, ходили друг к другу в гости. Правда, сложно было перемещаться на Шпицбергене от здания к зданию: чтобы не сносило ветром, держались за канаты, которые были натянуты между домами. Работников кормили бесплатно в столовой по непривычной для советского человека системе «шведский стол». В те годы страна жила скромно, при виде такого разнообразия яств, глаза у советских людей разбегались… Поначалу народ ходил в столовую чуть ли не через каждый час, а к концу командировки, бывало, она пустовала.

Папа с улыбкой вспоминал случай… Однажды его пригласили друзья-норвежцы на чай. В тот день он не пошел в столовую, ожидая, что в гостях перекусит, и очень удивился, когда подали именно чай с печеньем, типа крекера… Мы-то хоть и жили и скромно, но гости от нас голодными не уходили.

Еще рассказывал, как видел пингвинов и белых медведей, что они в поселок часто приходили… Мы — дети — про пингвинов верили. Но главное — в его рассказах было то, как дружно там жили! Непосредственно о работе он говорил мало. На наши вопросы: «Зачем ездил?» Отвечал: «Помогал устанавливать связь с материком. Родина послала».

Экстрим

За 33 года работы на радиостанции хочется вспомнить несколько экстремальных случаев.

Первый, когда снежная буря в июне 1983 года обрушилась на Мурманскую область и повредила 150 линий электропередач. РС-5 осталась без напряжения. Нарушена была вся проводная электросвязь Мурманской области. Мы запустили аварийные источники питания и по указанию радиобюро радиоцентра обеспечили связь руководства Мурманска с Москвой, где не знали, что и думать, почему нет никакой связи.

Второй случай — спасение корабля «Максим Горький». Корабль вез туристов на Северный Полюс и в районе Шпицбергена столкнулся с айсбергом и пропорол бок. По просьбе морского пароходства мы обеспечили надежную радиотелефонную связь управления с кораблем. Аварию удалось быстро ликвидировать.

Еще мы работали для наших рыбаков в районе острова Мадагаскар с мощного передатчика радиотелефоном. Рыбаки смогли услышать голоса своих близких из Мурманска и были нам очень благодарны.

О личном

Моя жена, Надежда Михайловна Ковальчук, трудилась в дошкольных учреждениях более 36 лет. За время работы проявила себя добросовестным работником, трудолюбивым и исполнительным. Большое внимание уделяла современным методам обучения детей работе с природными материалами, участвовала в городских выставках «Природа и фантазия». В 1974 году награждена грамотой Министерства РСФСР. Вместе с детьми участвовала в конкурсе на телевидении «Новогодние игрушки». Делилась опытом работы с воспитателями города и области. В 1991-м ей присвоено звание «Воспитатель-методист», 1996-ом году — «Ветеран труда» и вручена медаль.

   

* * *

— Нам повезло с родителями, — рассказывает Лариса Качнова. — Как бы хорошо я не жила сейчас, все-таки, самое счастливое время — детство. Родители излучали энергетику добра, вселяли ощущение защищенности, веры в себя. Они всегда держалась вместе. Это были творческие люди — шили, рисовали… С прогулки приносили веточки, коряжки, а из них создавали интереснейшие композиции. Смотришь: уже из-за сучка «ползет» змейка, а из шишек «рождается» гномик…

Папа — умнейший человек, монтировал передатчики и обеспечивал радиосвязь на больших расстояниях. Но мы с сестрой мало знали о его работе, а когда спрашивали: «Что ты на работе делаешь?», отвечал: «Радио слушаю и грибочки собираю» (радиостанция располагалась в лесу, поэтому в грибной сезон в обед не составляло труда набрать корзинку грибов). А когда мы рассказывали, где наш папа работает, взрослые улыбались: «Хорошая у вашего папы работа!». Знакомые постоянно несли ему в ремонт сломанные вещи, которые он приводил в порядок в два счета! А теперь бусы рассыпятся — папу вспоминаю.

Внезапный уход из жизни обоих родителей стал неожиданным потрясением для всех. Первым не стало отца. Мама не перенесла, ушла вслед за ним на следующий день. Их и похоронили в один день, рядышком.

* * *

Мончегорск рос и благоустраивался на наших глазах. Сносились старые здания, строились торговые центры, приводились в порядок дороги и дворы. В городском центре культуры, в библиотеках проводились встречи с интересными людьми, народными артистами, политиками. Город жил высокой нравственной жизнью. Здесь мы встретили много хороших людей. В нем прошли замечательные годы творчества, зрелости и совершенства. Мончегорск стал родным и близким.

30 октября 2006 года.

Николай Стефанович Ковальчук

 
Подготовила Лана КАЛИНИНА. Фото из архива семьи КОВАЛЬЧУК