Banner
Banner
16 апреля 08:56
  • $ 93.59
  • € 99.79
01 декабря 2017 14:24

Население и управляющие компании Мурманской области задолжали ресурсникам без малого 9 миллиардов рублей

Такие данные прозвучали за круглым столом на тему «Актуальные проблемы сбытовой деятельности в энергетической отрасли и пути их решения», состоявшемся в Мурманске.

Миллиардные долги

По словам заместителя главы региона Евгения Никоры, задолженность за теплоснабжение составляет 7,4 миллиарда рублей. Более 700 миллионов потребители должны за водоснабжение, столько же за электроснабжение и 75 миллионов — за газ, пишет «Мурманский вестник».

— Основные неплательщики — население и исполнители коммунальных услуг, — отметил Евгений Никора. — Что касается вторых, то правительство области и правоохранительные органы ведут с ними довольно жесткую работу. Несмотря на решения, в результате которых руководители организаций исполнителей коммунальных услуг осуждены, денег от этого у ресурсоснабжающих организаций (РСО) не прибавилось. И те действия, которые они предпринимают в рамках гражданского производства, дают свои плоды, но не такие впечатляющие, как хотелось бы.

Евгений Никора подчеркнул, что правительство региона постоянно оказывает содействие ресурсникам, но и они со своей стороны должны прилагать усилия к тому, чтобы гражданам было проще оплатить полученные ресурсы:

— Мы тратим большие деньги на компенсацию выпадающих доходов для организаций, которые предоставляют услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, в 2017 году — более 2,3 миллиарда рублей. Цифры по водоснабжению и водоотведению скромнее — 329 миллионов, по газу — более 180 миллионов. Небольшая сумма идет и гарантирующим поставщикам, которые обеспечивают электроснабжение потребителей на изолированных территориях. Переход на прямые расчеты с потребителями коммунальных услуг мы продолжим. Понятно, что эти расчеты должны быть предельно простыми, например, по СМС. Желательно, чтобы РСО брали на себя оплату комиссионных сборов. Очень важно, чтобы коммунальные предприятия оптимизировали свои расходы. Люди должны иметь возможность экономить на всех видах ресурсов. И здесь власть должна взаимодействовать с РСО, в том числе при строительстве новых домов, при модернизации жилого фонда. Мероприятия по энергосбережению обязательно должны входить в нормы по капремонту МКД.

И, разумеется, большое внимание в области уделяется претензионно-исковой работе. Но, несмотря на все усилия, возвращение долгов по-прежнему остается серьезной проблемой.

С начала 2017 года в суды подано около 27 тысяч исков на сумму более 3,3 миллиарда рублей. Удовлетворено на без малого 2,65 миллиарда. В службу судебных приставов направлено 26 тысяч исполнительных листов на 2,22 миллиарда. Оплачено же по исковым требованиям всего лишь 806,7 миллиона рублей.

Социальный портрет неплательщика

Его «нарисовал» участникам круглого стола начальник юридического отдела Мурманской ТЭЦ Александр Тропин:

— Первая группа — это социально незащищенные работающие граждане с низким уровнем доходов. Вторая — тоже работающие, в основном интеллигенция, которые по разным причинам уклоняются от оплаты или платят несвоевременно. Малоимущих — 30 процентов, недисциплинированных — 70.

Заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Павел Ширяев уточнил:

— На мой взгляд, количество тех, кто не может оплачивать ЖКУ, — 10 процентов. Я бы разделил их на две категории: одни не могут, потому что опустились и им уже все равно, а вторые — это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. С такими гражданами надо работать, им надо помогать и обязательно информировать о том, как они могут избавляться от долгов в досудебном порядке.

Павел Ширяев отметил также, что 20 процентов должников не проживают по месту регистрации.

— Главная проблема исполнительного производства в России — мы можем работать достаточно эффективно только с человеком, который находится, так сказать, на свету. Тот, кто живет в тени, нам неподвластен. Люди возмущаются: мол, смотрите, он за коммуналку годами не платит и при этом на джипе разъезжает. Начинаем разбираться, а джип за тещей числится…

О безнаказанности должников говорила и начальник областной Государственной жилищной инспекции Алена Кузнецова:

— Мы столкнулись с тем, что достаточно большую часть жалобщиков составляют именно должники. Бывает, что человек вообще ни рубля не платит в течение многих лет, но при этом частенько жалуется, что его плохо обслуживают. При попытке ограничить ему подачу того или иного ресурса в надзорные органы тут же летят жалобы. Причем именно тогда должники обнаруживают удивительно глубокие познания в сфере жилищного законодательства. Они обязательно ищут какие-нибудь нарушения в системе оповещения и т. п., чтобы избежать отключений. И надзорные органы вынуждены защищать такого должника.

Главный жилищный инспектор отметила: не было бы столько исков в отношении УК по поводу, к примеру, ремонта подъездов, если бы люди платили. Недоремонт происходит именно вследствие недоплаты. То есть количество производств было бы гораздо меньше, если бы ответственность была с обеих сторон — это раз. И два — если бы был налажен четкий полноценный учет ресурсов.

Публикуется в сокращении. Подробнее: «Мурманский вестник»

 
Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА и из архива Kn51.ru

Материалы по теме