Banner
Banner
28 марта 20:49
  • $ 92.26
  • € 99.71
Наши люди, Норникель 85
24 февраля 2020 08:13

Общий стаж рабочей династии Снытко - 160 лет

История нашей семьи неразрывно связана с историей «Североникеля» и Мончегорска. На протяжении всего времени существования «Североникеля» и Кольской ГМК члены нашей семьи трудились в различных подразделениях компании — от рудников «Ниттис-Кумужье» и «Риж-губа» до цеха электролиза никеля и рафинировочного цеха. А если присмотреться к старому логотипу «Североникеля» — «СН», то легко заметить, что это первые две буквы в фамилии нашей семьи — Снытко.

Так начинается рассказ аппаратчика-гидрометаллурга рафинировочного цеха Кольской ГМК Павла Снытко о семейной династии, три поколения которой трудились на комбинате «Североникель» и в Кольской ГМК. А начиналось все в 1936 году, когда комбинат и город еще только строились. Такие простые человеческие истории неразрывны с историей освоения земных недр и становления горно-металлургического производства в нашей стране, с историей предприятий, которые сегодня входят в группу компаний «Норникель», которая в этом году отмечает свое 85-летие.

Этот рассказ наверняка будет интересен читателям Kn51. Предлагаем его вашему вниманию.

***

Первым, кто стал трудиться на комбинате, был наш дед, Павел Павлович. Прибыл в 1931 году в Хибиногорск как спецпереселенец из Белоруссии. Крепкий хозяйственник, быстро освоился, и уже в 1936 году был переведен нормировщиком на рудник «Ниттис-Кумужье» комбината «Североникель». Там и проработал до выхода на пенсию.


1925 г. Белоруссия, семья Снытко до выселения в Хибиногорск

Вообще, очень интересна роль спецпереселенцев в становлении «Североникеля». К сожалению, сохранилось очень мало сведений об их участии, в советское время многие факты были под грифом «секретно» и не подлежали разглашению, а со временем стали уходить из жизни свидетели того сложного в нашей истории времени.

Вот что пишет о спецпереселенцах В.Я. Позняков, один из первых руководителей, главный инженер комбината, в своей книге «Североникель»: «Значительную часть населения Мончи в первые годы составляли спецпереселенцы. Так назывались раскулаченные и выселенные на рубеже 1930-х годов, во время массовой коллективизации, крестьянские семьи. В Мурманский округ в эти годы из Псковской, Новгородской областей, с Украины, Кубани и Кавказа было выслано 8 тыс. раскулаченных семей — 40 тыс. человек. Много спецпереселенцев, особенно стариков и детей, погибло, попав в суровые условия Заполярья. На 1 января 1935 года в Хибиногорске проживало более 21 тысячи спецпереселенцев (58% населения), многие из которых были переведены в Монче-тундру. В основной своей массе это был крепкий, трудолюбивый народ, сумевший освоиться на новом месте, несмотря на темень и холод, встретившие их в Заполярье. Нельзя забыть их удивительное отношение к работе. Казалось, несправедливое, даже бесчеловечное отношение властей при выселении из родных мест должно было отбить желание хорошо работать. Но видно, сказывалась привычка многих поколений к добросовестному труду и обстановка всеобщего подъема»1.

28 июня 1941 года, после нападения гитлеровской Германии на СССР, было принято решение об эвакуации комбината «Североникель». Горное оборудование и горнорабочие были эвакуированы в Джезказган, металлургическое оборудование и металлурги в Верхний Уфалей, Орск и Норильск. Было вывезено 1086 вагонов оборудования и 886 вагонов материалов.

Таким образом мой дед с семьей оказался в Джезказгане, откуда в 1942 году добровольцем ушел на фронт защищать Родину. В 1943-м бабушка получила на него похоронку. Есть запись 61-й армии о потерях в боях, где дед числится убитым. Но как оказалось, он выжил, с небольшим ранением попал в плен, откуда впоследствии бежал, и продолжил служить в Красной армии до победы. В 1945 году, после демобилизации, вернулся в Мончегорск, где его уже ожидала вернувшаяся из эвакуации семья, продолжил работать на руднике «Ниттис-Кумужье» старшим нормировщиком.

После окончания Мончегорского политехникума и службы в армии, в 1959 году, пришел работать в рафинировочный цех плавильщиком один из старших сыновей — Юрий (всего в семье деда было четыре сына и три дочери). Позже он был переведен сменным мастером. Работал в цехе 20 лет, до 1979 года.

В 1965 году Юрий Снытко был в числе делегатов от комбината «Североникель», которые ездили на встречу с Юрием Гагариным в Мурманск. Имел много наград, был ударником коммунистического труда, победителем соцсоревнований.


1976 г. РЦ, Крайний слева Юрий Снытко

Мой отец, Анатолий, начинал работать в качестве электромонтера на карьере «Риж-губа» в 1959 году, затем работал в ЦСП (цех сетей и подстанций), закончил трудовую деятельность в плавильном цехе в 1992 году. Всю жизнь отец серьезно увлекался шахматами, был многократным призером и победителем городских соревнований. Шахматы в нашей семье всегда были любимой настольной игрой.


1961 год. Анатолий Снытко,
карьер «Риж-Губа»

1988 г. Спартакиада «Североникеля» по шахматам.
Первый слева Анатолий Снытко

1992 г. Чемпионат города по шахматам.
Первый слева Анатолий Снытко

Младший из сыновей моего деда, Павла Снытко, Николай, как и двое старших братьев, закончил Мончегорский политехникум, работал в рафцехе фурмовщиком, затем в медеплавильном (теперь металлургический цех) конвертерщиком. В 2004 году, после 32 лет работы на «Североникеле» и в Кольской ГМК, ушел на пенсию. За свою трудовую деятельность имел множество благодарностей и наград, пользовался большим уважением у товарищей по работе.


1978 г. Рафцех, Николай Снытко

1989 г. Медеплавильный цех, в центре Николай Снытко

Мой трудовой путь начался в 1993 году в качестве сварщика в МРСУ (теперь это цех ремонта компании «Печенгастрой») на 6-м участке, который выполнял ремонт металлургического оборудования в рафинировочном цехе, цехе разделения файнштейна (сейчас отделение разделения файнштейна рафцеха), в плавильном, метедеплавильном (сейчас металлургический цех), цехе электролиза никеля №1 и №2 (сейчас ЦЭН-1 и ЦЭН-2 — отделения цеха электролиза никеля). Затем продолжительное время трудился в службе (затем департаменте) экономической безопасности и режима, и в их преемнике — «Норник-М», с 2011 года стал работать в ЦЭН-2.

За время работы в охране прошел пешком всю технологическую цепочку производства никеля, от добычи до выпуска готовой продукции, сопровождал продукцию компании в Верхний Уфалей, Санкт-Петербург, до государственной границы, был на руднике «Каула-Котсельваара» и в плавцехе в Никеле, на обогатительной фабрике в Заполярном. Познакомился с десятками работников КГМК в разных цехах и на разных производственных площадках. Сейчас полученный опыт от общения с разными работниками компании применяю в рафцехе, в проекте по совершенствованию производственной деятельности, внедряю инструменты бережливого производства в помощь рабочим и инженерно-техническим работникам. В рафцехе много моих товарищей, с которыми я начинал трудиться на заре своей карьеры, работает моя двоюродная сестра Светлана (дочь Юрия Снытко), что делает мою работу более интересной, но в то же время и более ответственной. Свободное от работы время посвящаю различным хобби — дача, сбор грибов и ягод летом, и главному увлечению — каратэ-до, которым занимаюсь уже почти 30 лет.


2010 г. На семинаре каратэ-до.
Слева направо: Снытко Павел, Хитоши Касуя,
шеф-инструктор WSKF, 8 дан

Моя дочь, Алёна, студентка Санкт-Петербургского университета путей сообщений, по окончании учебы планирует связать свою трудовую деятельность с Кольской ГМК и «Норникелем» в качестве инженера-логиста. Разрабатываются интересные проекты по совершенствованию грузоперевозок по Северному морскому пути, а значит, со временем будет пересматриваться логистика перевозки грузов из Норильска и Мурманска.

Наша семья верит, что компания продолжит свое развитие как оплот национальной цветной металлургии, как гарант благополучия и процветания Мончегорска и его жителей, и трудовая династия Снытко не прервется.


1В.Я. Позняков. Североникель (Страницы истории комбината «Североникель») – М: Издательский дом «Руда и металлы», 1999 – 432 с. С.28.


Павел СНЫТКО, Мончегорск. Фото из архива семьи СНЫТКО

 

 

#Норникель85