Banner
Banner
25 апреля 13:36
  • $ 92.51
  • € 98.91
События и факты
20 августа 2020 08:49

Ничто не предвещало...

Сегодня, 20 августа, Мончегорск попрощается с Алексеем Бабуриным, человеком, которого невозможно было не любить и не уважать. Главный специалист департамента промбезопасности Кольской ГМК, депутат городского совета Мончегорска, председатель турклуба «Сариола» — ко всему, что бы ни делал этот надежный человек, он приступал со всей ответственностью и доводил до конца. Делом, завершившим его жизнь, стало спасение дочери и внука.

Все пошло на лад, но…

Поверить, что Алексея уже нет среди нас, непросто. Стечение обстоятельств, повлекших его гибель, кроме как судьбой не назовешь. Ничто вокруг не предвещало дурного в тот день, когда он с другом Сергеем Видякиным, дочкой Анной и десятилетним внуком Димой отправился в путешествие.

Дойти до цели — историко-этнографического комплекса тони Тетрино на Белом море, компания собиралась на каяках.

— Алексей хотел показать внуку и дочери место, где когда-то поморы жили, рыбу ловили, соль добывали. Показать и вернуться обратно, — рассказал Kn51 Сергей Видякин. — Мы стартовали от устья Черной речки. После завтрака искупались и даже пробежку устроили, а потом собрались и вышли в море.

Стояла отличная погода. Алексей взял к себе в двухместный каяк внука, а Анна и Сергей сели в одиночные. Люди с большим опытом хождения на каяках по северным водоемам на всякий случай (для слабого звена) прихватили с собой фал (трос).

— Шли какое-то время. Ветер не особо усиливался, но нас почему-то стало относить в море. Аню взяли на буксир, чтобы ближе к берегу приблизиться, — рассказывает Сергей. — Вначале Алексей ее буксировал, но у него не получалось вывернуть: ветер не позволял сделать это на «двойке». Потом буксировать стал уже я. Все пошло на лад, стали приближаться к берегу, как вдруг Алексей с внуком перевернулись. Мы подошли к ним.

Алексей вернул каяк в надлежащее положение, посадил Диму внутрь, на свой сляйд (сидушка), а сам был вынужден оставаться в воде, влезть самому в лодку не удавалось. Сергей пытался буксировать к берегу каяк Анны, Алексей держался за него и свой — двухместный, заполненный водой, в котором сидел Дима.

— Мы с Аней гребли потихоньку, а потом и она перевернулась. Один я уже не справлялся, тем более ветер усилился. Нас все дальше и дальше относило. Тогда Алексей, а он был старший группы, принял решение, чтобы я выходил на берег, искал помощь.

Еще был жив…

У терпевших бедствие людей был с собой телефон, но, видимо, непогода влияла на качество связи: никуда не могли дозвониться. По оценке Сергея, пока он добирался до берега, их отнесло метров на метров 500. На берегу он стучался во все дома и коттеджи. Местные жители звонили в МЧС, пока он расспрашивал, есть ли хоть у кого-то лодка.

— Не знаю, кто из тех, с кем я говорил, дозвонился до спасателей. Им за это огромное спасибо. Пока бегал по дворам, в одном увидел лодку, но так и не нашел ее хозяина. Позже узнал, что он за ягодами ушел. А тут, по иронии судьбы — его резиновая лодка лежит с веслами, с колесами для транспортировки. Я ее перевернул, подкатил к воде и в море погреб. Когда догреб приблизительно до того места, где оставил Алексея, Анну и Диму, их там уже не было.

Сергей испугался, что не найдет друзей. Потом прикинул, с какой стороны дует ветер, и погреб по ветру. Гора с плеч свалилась, когда дальше в море мелькнули три головы: «Живы!». Поравнявшись с ними, Сергей увидел: Аня лежит на животе на уцелевшем одноместном каяке. Алексей из воды крепко держал его, чтобы дочь и внук не перевернулись.

— Алексей мог бы забраться на корпус каяка, но понимал — это рискованно: из-за сильной волны и ветра сохранялась вероятность, что каяк опрокинется. Поэтому он просто удерживал его с ребятами на плаву, находясь в воде до последнего, — говорит Сергей.

Первым в свою лодку Сергей перетащил Димку. Мальчишка по-детски непосредственно проговорил: «Дядя Сережа, я думал, ты нас предал».

— После Ани стал затаскивать Лешку. Он уже был в очень плохом состоянии. Двигаться не мог. А тут ветер сильный поднялся, пошла волна. Потихоньку нас уносило все дальше. Я старался грести — нельзя было оказаться совсем далеко от берега.

До последних мгновений Алексей боролся за жизнь своих близких. Находясь на краю собственной, продолжал подбадривать дочь и внука, хоть и молча: когда Анна пыталась его согреть, улыбался. Только высокая волна заливала лодку. Сырость и холод побеждали. Алексею не могли помочь ничем.

Дима, как и дед, проявил стойкость: вел себя мужественно, ни пикнул. Только спрашивал: «Далеко ли до берега?» и по сторонам не смотрел — дул страшный ветер…

— Позднее я узнал, что когда они ждали меня, Аню от холода клонило в сон, Дима ей не позволял засыпать, знал, что можно не проснуться.

Многое сложилось в нашу пользу. Но не все.

Они пробарахтались в море около шести часов: примерно в полдень перевернулся первый каяк. И только в шесть вечера спасатели наткнулись на четверых людей, хлебнувших лиха.

— Лодку, естественно, пришлось бросить, потому что надо было спасть человека. Спасатели, конечно, профессионально сработали, дали нам теплые куртки. Алексею стали делать массаж. Приехали к нашей базе, там пожарные нас ждали. Ребят быстро вытащили из катера, погрузили в машину и повезли в больницу. Я остался у лагеря, собирал вещи. Полиция подъехала, а пока составляли протоколы, пришло сообщение, что Алексей скончался.

Сергей откликнулся на просьбу Kn51 рассказать о пережитом. Но при этом убедительно просил не рассматривать его действия как что-то из ряда вон выходящее.

— Двоякая ситуация. Просто многое сложилось в нашу пользу, но, к несчастью, не на все 100 процентов. Спасатели нас нашли вовремя, и повезло, что попалась лодка во дворе. А если бы — нет? Мне еще с хозяином надо встретиться, поблагодарить и рассчитаться за нее.

* * *

Прощание с Алексеем Бабуриным состоится 20 августа в 14:00 у мончегорского здания морга.

 

Лана КАЛИНИНА. Фото: Главное управление МЧС России по Мурманской области

 

Материалы по теме