Banner
Banner
29 марта 09:26
  • $ 92.26
  • € 99.71
Мир новых возможностей
23 сентября 2020 13:37

Ученые ПИНРО изучают биологические ресурсы озера Лумболка

Кольский полуостров — страна множества озер. Наверное, все их даже невозможно исследовать. В этом отношении озеру Лумболка Имандровского водохранилища повезло — благодаря проекту «Дом лосося» (реализуется с помощью компании «Норникель») оно стало объектом внимания ученых Полярного филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.

Уникальное озеро Лумболка

На озере завершили первый этап научной экспедиции с использованием эхолота для определения состояния водных биологических ресурсов. Цель ученых — изучить состояние популяции пресноводных видов рыб для разработки рекомендаций по их рациональному использованию.

Валерий Иркашев  
Валерий Иркашев   

— Одна из задач экспедиции — оценить выживаемость сига, которого выпустили в Лумболку сентябре 2019 года: посмотреть, как питается, определить миграции нерестовые, кормовые, зимовальные, — рассказал Кn51 руководитель проекта Валерий Иркашев. — Мы совместно с компанией «Норникель» восстанавливаем запасы дикого лосося для местных жителей, чтобы поймать его мог каждый. С прошлого года активисты проекта «Дом лосося» и волонтеры «Комбината добра» охраняют дикого лосося, обитающего в Лумболке. Мы совместно с рыбоохраной участвуем в рейдах, мониторим вылов у рыбаков. Результаты мониторинга важны для научных исследований. Мы хотим знать про нашего сига все: чем питается, где нагуливается.

  Александр Потуткин
   Александр Потуткин

Участник экспедиции Александр Потуткин уже 40 лет является сотрудником Полярного филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им. Н.М. Книповича)).

— Основной объект нашего института — лосось, семга. Также изучаем кумжу, сига и всех остальных рыб по мере возможности. Задача этой экспедиции — сделать характеристику водных биологических ресурсов Лумболки. Объект, который привлекает внимание, как рыбаков-любителей, так и специалистов — это полупроходная лососевая рыба сиг. Полупроходная — значит, что рыба нерестится в одном месте, зимует в другом, а нагуливается, питается в третьем, — говорит Александр Потуткин. — У сига существуют сезонные миграции. Лумболка — уникальное озеро, оно находится между путей этих миграций. С одной стороны — Имандра — большой водоем, с другой — река Монча и Мончеозеро. Эта система используется как для нереста, так и для зимовки. На первом этапе мы сделали съемку Лумболки эхолотом. Определили глубины и первичное состояние водных биологических ресурсов (сколько рыб). Второй этап — изъяли рыбу на исследование.

Как объяснил Александр Потуткин, во время проведения исследований наблюдалась довольно скудная ихтиофауна, потому что сезонная миграция нерестовых рыб только начинается.

— Процесс миграции может длиться месяц-два. Его нужно изучать, чтобы рационально использовать запасы этой ценной рыбы, — уверен он. — У нас также стояла цель отловить представителей той молоди сига, которую год назад выпустили в озеро с целью зарыбления. Нужно посмотреть темп ее роста, питание. А чтобы убедиться — приживается ли, следует изучить чешую рыб. По годовым кольцам видно, сколько зим и лет прожила рыба. Если определим, что сиг подрос и приживается, то это прямой путь к увеличению численности.

К слову, методике снятия чешуи ученые обучили активистов проекта «Дом лосося». Взятый ими материал также отправят в ПИНРО для исследований.

     

Начало положено

Благодаря изучению дна эхолотом, у разработчиков проекта появится карта глубин озера Лумболка: в каких местах лежат затонувшие бревна, где расположены зимовальные ямы…

— Мы обнаружили две ямы — 9 и 6 метров. И три — по 5 метров. Осталось определить, в какое время там находится рыба, чтобы охранять ее и в дальнейшем использовать озеро для нормальной функциональности. Все материалы по эхолоту и биологии будут расшифрованы, составим отчет и наметим время дальнейших работ, — поделился с Kn51 планами Александр Потуткин.

Любопытно, что информация ученых уже накладывается на знания активистов и волонтеров проекта «Дом лосося», полученные путем практически ежедневного мониторинга.

— Мы почти каждый день обходим озеро, — говорит Валерий Иркашев. — В прошлом году, когда лед образовался, я считал палатки рыбаков, спрашивал у них, какой был вылов. Эти данные помогут полноценному исследованию при аналитической работе. Мы положили начало исследованиям и хотим их продолжить.

— Работы хватит всем, — подтверждает Александр Потуткин. — Это не разовое мероприятие, когда приехали, проверили эхолотом и уехали. Дальше будем составлять план рыбалки; изъятия рыб; определять, сколько можно изъять… Для того, чтобы узнать, откуда сиг пришел, материалы необходимо брать не только на Лумболке, но и на Имандре и Мончеозере.

Отдельная тема для исследователей — затонувшие бревна, которые нарушают нерестовые площади.

— Мы увидели захламленное дно. А сиг нерестится в чистой, насыщенной кислородом воде на песочке, на камнях. Тут он нереститься не будет, — подчеркнул Александр Потуткин. — Волонтеры оказывают озеру огромную целебную помощь, очищая его от мусора. А еще хорошо, что здесь мало хищников, таких как окунь и щука. То есть, если озеро охранять от браконьерства, а человек — главный хищник, то оно — отличный водоем для нагула и нереста.

«Мир новых возможностей» — это работает!

Проект «Дом лосося» даже в условиях пандемии успешно реализуется. Мало того, запрет на массовые мероприятия открыл для активистов новые возможности.

— Это стимулировало нас на поиск новых методов сближения. В каких-то случаях мы переходили в онлайн-режим, проводя конференции, лекции, семинары, — поделился с Kn51 Валерий Иркашев. — Программа «Мир новых возможностей», победителями которой мы стали, — это развитие социального партнерства, привлечение людей в проекты. Раньше мы думали: как их привлечешь, пока не встретишься и не поговоришь? А у нас получилось так, что благодаря Kn51 и созданным нами группах в социальных сетях, мы наглядно показывали свои дела. Нам помогали люди, которые увидели, что проект «Дом лосося» — реальная помощь окружающей среде. Так мы убедились, что механизм общественного мониторинга и охраны действительно работает.

 

Лана КАЛИНИНА. Фото Ланы КАЛИНИНОЙ

 

Материалы по теме