Banner
Banner
24 апреля 01:30
  • $ 93.29
  • € 99.56
Ретро-Новый год, События и факты
04 января 2021 15:29

«Ретро-Новый год»: гитара за стих и волшебство в ящике от радиоприемника

Признайтесь, когда в канун новогодних праздников взрослые доставали коробку с новогодними игрушками, ваше сердце колотилось от восторга? А что с ним происходило при виде долгожданного подарка? И, наверное, не подобрать слова, если подарок превосходил ваши ожидания? Обо всем этом сегодня участники праздничного марафона Kn51: директор Мурманского областного Центра управления проектами Ольга Буч, мончегорская пенсионерка Галина Семенченко и житель Великого Новгорода Алексей Музафаров (в прошлом мончегорец).

Ольга Буч: мои новогодние праздники

Мои воспоминания о новогодних праздниках фрагментарны, как снимки черно-белых фотографий разных лет. Самые новогодние, детсадовского периода: я — Снежинка в красивом белом платье; подарок с мандаринами и печенькой или вафелькой, а под елкой дома — новогодний сюрприз от мамы с папой. Елку ставили настоящую, пахло хвоей, на елку взбиралась кошка. Суматоха, но и предвкушение…

В нашей семье новогодний праздник всегда отмечали дома. Однажды, когда мне было уже 16 лет (я считала себя взрослой), к нам пришел Дед Мороз со Снегурочкой и почему-то с Кроликом. При близком рассмотрении оказалось, что это коллеги мамы по работе (сотрудники комбината «Североникель»). Они настаивали на том, чтобы я рассказала стихотворение, и подарили гитару. Пришлось соответствовать.

А если честно, то Новый год — это всегда ожидание, что мечты сбудутся, что все неудавшееся и несбывшееся канет, и новые вершины будут покорены. Мы всегда в семье готовим конкурсы и рисуем стенгазету с пожеланиями, да и на работе у меня на стене долго висит на стене «ватман пожеланий», где все приходящие могут написать пожелания компании и вытянуть наугад пожелание себе.

 

Галина Семенченко: наш дом Дед Мороз не обошел

В моем детстве, а это конец 1950-х — начало 1960-х, мы жили в Вологодской области, в глухомани…

Новый год был для меня самым главным праздником. Устанавливали живую елку. Украшали вырезными снежинками. Вешали бумажные гирлянды, игрушечки самодельные.

Праздничные наряды шила мама.

Праздник ждали, как чудо: ведь нам дарили подарки. Отличными подарками были карандаши, коньки, куклы, мягкие игрушки, а самым лучшим — пакет со сладостями. Получить его считали за счастье — значит, Дед Мороз не прошел мимо нашего дома. А Дедом Морозом был папа.

Мама угощала нас блюдами, которые делала только на этот праздник. Я даже не скажу их названий. Одно знаю — пряженики. Их мама стряпала на пресном тесте. Сейчас их называют «калитками». Еще помню салат. Его мама готовила только на Новый год. Он похож на «Оливье». Там была колбаса, она обжаривалась. Лук и картошка — тоже. И все это заправлялось сметаной.

 

Алексей Музафаров: «волшебная» коробка с хрупкими игрушками

В раннем детстве Алексей Музафаров жил в Мурманске.

Мы жили в бараке на другом берегу Кольского залива. Тогда я был совсем «мелким». Дедушка и бабушка первыми переехали из барака в квартиру — двухкомнатную «хрущевку». Круто! Это было в преддверии Нового года. Их младший сын — мой дядя, тогда еще школьник, сходил в лес и принес… нет, не елочку, а сосенку. С ароматом сосны в квартире сразу все преобразилось, разгорелась атмосфера предстоящего Нового года.

Тогда мне дедушка и бабушка казались старыми, как и положено деду и бабке, а им было-то по пятьдесят «с хвостиком». Они тоже начинали суетиться и радоваться сосне-елке.

Сосна появлялась за несколько дней до Нового года, и я особенно ждал праздника. Самым ярким, пожалуй, были не подарки, а момент, как чудо, когда из кладовки извлекали картонный ящик от лампового радиоприемника (типа «Рекорд» с зеленым «глазом»). Коробка была большая, она ставилась в центр большой комнаты. Коробка открывалась, и начиналось рассматривание-изучение новогодних игрушек. Когда доставали игрушки, я жутко волновался. Главное — все можно было потрогать, подержать в руках, и от этого чувства еще больше разрастались и обострялись. Там лежали белочки, зайчики, медвежатки, зимние домики с заснеженными крышами, какие-то куколки, сосульки, фонарики. Я доставал стеклянные шары, бусы, игрушки с прищепками, с ниточками, дождик… Апогеем, конечно, было извлечение из кучи ваты, со дна, звезды красной и Деда Мороза со Снегурочкой. Звезда надевалась на макушку. В процессе участвовали взрослые и обязательно говорили: «Осторожнее! Все — хрупкое стекло». Но не мешали мне рассмотреть внимательно и подержать каждую игрушку. Это вызывало в душе трепет.

Традиционно на стол ставили холодец и пирог (рыбник из зубатки или палтуса), который мне казался огромным. Сам факт празднования Нового года я не помню. Когда подрос, ходил на «елки» во Дворец культуры. Там ждал подарков в серых мешочках бумажных. Но это уже не было сказкой, я догадывался, что Дед Мороз и Снегурочка — переодетые люди.

 

Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Алексея МУЗАФАРОВА, Ольги БУЧ и Айи СТЕНДЕРЕ

* * *

 

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в ФейсбукИнстаграмТвиттер.

 

Материалы по теме