Banner
Banner
29 марта 15:30
  • $ 92.26
  • € 99.71
Интервью
02 февраля 2021 13:49

Евгений Борзенко: «Мы хотим шагать в ногу со временем, развиваться, соответствовать мировым стандартам»

Компания «Норникель» одной из первых в России начала цифровую трансформацию бизнеса, применяя современные IT-технологии для решения производственных задач. По пути инноваций уверенно идет и Кольская ГМК. О пути к «умному» производству, что сделано и что планируется, рассказал ТВ-21 вице-президент — руководитель Кольского дивизиона компании «Норникель», генеральный директор КГМК Евгений Борзенко.

Цифровой путь в будущее

— Евгений Викторович, узел отгрузки концентрата на обогатительной фабрике — один из самых новых объектов Кольской ГМК. Современная диспетчерская — наглядный пример того, что «Норникель» и Кольская ГМК устремлены в сторону цифровизации производства. Что сделано компанией за последнее время в этом плане?

— Плавильный цех закрыт, технологические процессы в нем остановлены, и он начнет жить уже совсем другой жизнью. С одной стороны, кажется, что это достаточно простой процесс — остановить: подошел, нажал кнопку и все. На самом деле необходимо было решить очень много вопросов — с персоналом, материалами, которые плавильный цех перерабатывал, остающимся там оборудованием и так далее. При этом в Заполярном продолжают работать наше горнодобывающее производство, обогатительная фабрика. Соответственно, один из вопросов, который пришлось решать: что делать с производимым обогатительной фабрикой концентратом. Была проведена работа по поиску покупателей на него, разработаны необходимые требования — какого качества должен быть наш продукт. Проделана большая работа с транспортными организациями — это автомобильные, железнодорожные, морские перевозчики. Везде есть свой стандарт. В результате появился проект узла отгрузки концентрата.

Если говорить о цифровизации, то компания давно выбрала для себя данный путь развития. Был заключен договор с инжиниринговой фирмой Outotec и совместными усилиями построен узел отгрузки концентрата. Инвестиции составили порядка 6 млрд рублей. На мониторе оператору все видно, он управляет процессом со своего рабочего места, необходимость выхода в цех минимизирована. На сегодня в Кольской компании это самое новое производство, самое автоматизированное и самое цифровое. В автоматическом режиме приходит концентрат. В абсолютно самостоятельном режиме работает фильтр-пресс. Дальше идет загрузка контейнеров, даже она происходит в автоматическом режиме. Конвейер сам определяет весовые характеристики тары и распределяет массу концентрата по контейнеру для равномерной загрузки.

— Получается, что цифровизация — это не дань моде, а производственная необходимость?

— Дань моде в производстве и в бизнесе — это, наверное, не самый первостепенный драйвер, который заставляет развиваться. Мир стремительно меняется, а вмести с ним — потребности покупателей нашей продукции. Все больше ужесточаются требования и к качеству производимой нами продукции. Его необходимо все время повышать. Соответственно, если мы хотим шагать в ногу со временем, развиваться, соответствовать мировым стандартам и не потерять свою нишу (а на мировом рынке лучше ее расширить, развивать, диверсифицировать), мы просто обязаны идти в этом направлении. И такие программы в «Норильском никеле» присутствуют. Они имеют различные названия — «Технологический прорыв», «Цифровые технологии», подпрограммы программы SAP в различных направлениях — в технологии, документообороте, отчетности и так далее. По всем этим направлениям Кольская компания также развивается, и мы на сегодня продвинулись достаточно далеко. У нас значительные успехи в горном производстве: мы внедрили системы 3D-моделирования, имитационные модели. Цифровые технологии позволяют видеть всю 3D-модель рудника, прокладывать маршруты добычи, согласно рудного тела, закладывать его выработку, не захватывая не полезные и не ценные ископаемые, не производя лишнего труда, тем самым оптимизируя работу горной техники, поскольку надо меньше вывозить бесполезного продукта.

 

На грани фантастики

— Про горную технику, наверное, вообще отдельный вопрос. Существуют проекты, когда удаленно можно руководить большими буровыми машинами, погрузочно-доставочными. Раньше мы такое только в фантастических фильмах видели, сейчас это реальность. Неужели теперь не надо спускаться под землю? Вставил в компьютер флэшку и сиди — бури?

— Мы развили связь на руднике — собственный Wi-Fi, специальные сотовые телефоны. Внедрена система позиционирования людей. Мы в нужный момент каждого работника видим: где он находится, в какой выработке, на каком горизонте и можем с ним связаться. Сегодня у нас современные буровые установки, которые как раз, как вы говорите, оператор флешку установил,и машина по определенной программе бурит с высоким качеством, с правильными направлениями.

— То есть это уже внедряется?

— Уже внедряется. Сегодня у нас часть погрузочно-доставочных машин оснащены дистанционным управлением, поскольку, заезжают в определенные выработки, где по нашим правилам человеку нельзя находиться. Поэтому оператор с пультом дистанционно управляет выборкой горной массы.

— Скоро еще и дроны, беспилотники будут обследовать опасные объекты?

— Да. Мы очень плотно сотрудничаем с «Цифровой лабораторией» — специализированным подразделением в головном офисе, которое занимается задачами цифровизации. Последнее, что мы проверили с его специалистами — это летательный аппарат, дрон в горных выработках. Мы знаем, что в быту применяются квадрокоптеры, но им нужна устойчивая связь со спутниками, с телефоном. Под землей все это осложнено, но коллеги нашли такие варианты, при которых все работает, и мы достаточно успешно буквально полтора месяца назад провели испытание на нашем руднике.

Применение всему этому очень простое. В первую очередь, это вопросы безопасности, на которые компания всегда акцентировано обращает внимание. Соответственно, летательный аппарат, беспилотник с достаточно хорошей камерой, с достаточно хорошими съемками в условиях низкой освещенности показывает хорошую картинку и позволяет безопасно для работника смотреть выработки.

— Обогатительную фабрику сейчас называют в Кольской ГМК лидером по внедрению инструментов «Индустрии 4.0». И, насколько известно, цифровые проекты успешно участвуют в горно-геологических форумах, например, «Майнекс». И там на конкурсах занимают призовые места.

— Мы уже вошли в систему постоянного совершенствования, которую тоже в компании развиваем. Система работает по многим направлениям. Одно из них — как раз цифровые технологии. В их развитии обогатительная фабрика у нас передовик. Машинное зрение, системы-подсказчики ведения технологических процессов, узел отгрузки концентрата позволили фабрике в этом процессе вырваться вперед. А разработка Кольской ГМК по рафинировочному цеху — повышение качества порошка для технологии хлорного выщелачивания цеха электролиза никеля заняла первое место. В минувшем году, который стал для компании «Норильский никель» юбилейным — 85 лет с момента образования, по всей группе компаний проводился конкурс рационализаторских и изобретательских предложений. И команда Кольской компании в сотрудничестве со специалистами головного офиса с серьезным отрывом заняла первое место с идеей флотирования концентратов нашей, так сказать, драгоценной ветки. Кольская ГМК выпускает не только цветные металлы, но и концентраты драгоценных металлов. Получился проект с серьезным экономическим эффектом.

Читайте также:

Евгений Борзенко: «В совершенствовании ключевое слово — «постоянное»»

Евгений Борзенко: «Производство должно отвечать главному требованию — быть безопасным»

Евгений Борзенко: «Компания — живой организм, в котором все процессы взаимосвязаны»

Евгений Борзенко: «Чем стабильнее социальная обстановка, тем комфортнее работать компании»

Евгений Борзенко: «Задача сделать компанию «зеленой» будет выполнена»

 

Материалы по теме