Banner
Banner
20 апреля 02:42
  • $ 93.44
  • € 99.58
Культура
05 февраля 2021 11:26

«Живые» образы создает иконописец из Никеля

Православные христиане 6 февраля чествуют икону Святой Блаженной Ксении Петербургской. Такая есть в коллекции никельчанина Кирилла Федотовского, а если точнее, то в коллекции собственных работ мастера из Печенгского округа, который сейчас временно живет в Калининграде.

Взгляд — главное в каноне

Уже много лет Кирилл Федотовский пишет иконы. Святая Блаженная Ксения Петербургская в его исполнении — маленькая икона, оплечная.

Земляки познакомились с его творчеством в 2020 году на выставке «Наедине со всеми», организованной Историко-краеведческим музеем Печенгского района. Среди представленных работ были такие известные, как икона Казанской Богоматери, Марии Египетской, Пресвятого Николая Чудотворца, «Всевидящее Око», Спас Эммануил, Сергий Радонежский…

Еще в возрасте 9-10 лет, листая учебник литературы, Кирилл наткнулся в форзаце на, по тем временам идеальное для себя, изображение Георгия Победоносца новгородской школы иконописи XV века. Иконописный язык оказался близок Кириллу.

— Цвета того рисунка были сдержанными, ничто не кричало, лик канонически написан — строгий. В каноне главное — взгляд, — вспоминает он.

Канон привлекает молодого художника. Кирилл Федотовский рассказал Kn51, что эта традиция была широко распространена в России с XII по XVI в.в..

— До времен Петра I у старообрядцев (старообрядческое течение возникло после Никоновского раскола в 1650-х годах) еще встречались канонические иконы, которые после раскола у них отбирали и сжигали, — говорит художник. — Петр I канон вообще упразднил и взамен древнерусского ввел традиционное, светское искусство: барокко, готику, голландские натюрморты… Сегодня из старых икон остались, например, работы Феофана Грека. Его Иконостас, как экспонат хранится в музее московского Кремля. Есть еще в Великом Новгороде новгородские «таблетки» — маленькие иконки. В Карелии тоже есть. Близки к канону все иконы, представленные в Мурманском областном краеведческом музее. И еще скажу: иконы поновлялись — лучшие образцы сознательно переписывались на новый манер. Бывало, на новой доске за красочными слоями открывались три или четыре иконы. Север был продолжателем канонов. Но если взять экземпляры, что хранятся в Мурманском музее и в Карелии, они были написаны по Новгородской школе иконописи. То есть ближе к XIX — XX векам канонов уже не существовало и на Севере. А ведь северная школа была более сильная в духовном плане. Там золота — по минимуму. Иконы-то сами по себе скоромные.

     

Если бы не вера…

Писать иконы Кирилл Федотовский учился в художественно-промышленном техникуме Калининграда. Получил профессию — художник миниатюрной живописи, роспись шкатулок. Там его заметили, называли «подающим надежды молодым художником», потому что он работал в технике палехской школы иконописи. Но в жизни молодого человека случилось несчастье — он перенес тяжелую травму, после которой осознанно обратился к вере и пришел в храм.

— Если бы не вера и не помощь мамы, я не стал бы тем, кем сейчас являюсь, — признается Кирилл.

Он стал художником, хоть и далось это не просто. Писать иконы — изнурительный труд. Благодаря своей настойчивости и поддержке мамы — Елены Александровны Федотовской, он осуществил свою мечту: получил даже не одно, а два художественных образования.

     

Живой взгляд «Ярого Ока»

Кирилл тщательно готовится, прежде чем приняться за писание иконы — читает «Житие святых».

— Это же не просто взял и написал, надо изучить образ святого: откуда он, где родился, почему святым стал? Это таинство. Процесс подготовки длительный. Время работы над иконами разное. Многое зависит от сложности образа. Иногда просто не получается. Например, бывает, для кого-то пишешь, а заказчик — человек тяжелый. И ты, помимо образа еще пропитываешься сущностью того, для кого создаешь. Тут есть подводные камни.

Но художник всегда доводит работу до конца. Идет в церковь, беседует со священником, получает благословление, и дело спорится. Окрыленный мастер способен, словно оживить свою работу.

— Икону «Ярое Око» я писал трижды для разных людей. Мы в очередной раз с мамой пошли ее святить. Батюшка совершал водомолебен. Икона лежала среди пожертвований, принесенных прихожанами. Когда батюшка начал читать молитву для освящения воды, икона «смотрела» ему в спину. Батюшка, чтобы продолжить службу, попросил взять икону в руки, потому что он физически ощущал ее «взгляд»! Образ получился сильный. К сожалению, я не успел ее сфотографировать, чтобы в четвертый раз повторить — заказчик сразу забрал.

     

Уже не хочется говорить о военной истории

Само собой, есть образ, который и на самого Кирилла Федотовского оказал неизгладимое впечатление. Это лишь фрагмент иконы «Распятие».

— Не так давно я посещал Московскую государственную картинную галерею им. Ильи Глазунова. Помимо его знаменитых картин, я ознакомился с уникальной частной коллекцией икон, собранной и частично отреставрированной им самим. Над иконой «Распятие» был совершен акт вандализма в ранние годы Советской власти. Больше всего поразило то, что оставшийся фрагмент «Распятия» зверски использовался как мишень. Крест, куда ставились свечи за упокой усопшим, не сохранился. Практически насквозь был поражен взгляд лика Св. апостола Иоанна Богослова, который видел преображение на горе Фавор, присутствовал на молитве в Гефсиманском саду, был соучителем первосвященников и во время казни Иисуса на кресте. Когда он услышал о чудесном Воскресении, первый поспешил к гробу господню, — рассказывает Кирилл. — Осознав произошедшее с иконой, мне больше не хотелось говорить о военной истории и оружии в частности, погубившем не только множество людей, но и истреблявшем «умозрение в красках».

* * *

Почему Кирилл Федотовский пишет иконы? Ведь этот труд не просто кропотлив, он и физически изнуряет.

— Такой труд эмоционально меня умиротворяет, дарит спокойствие. А еще хочется показать, что и на Крайнем Севере существует иконопись, есть свои представители этого начинания, — говорит иконописец из Никеля. — Я желаю всем жить в мире с собой и окружающими.

 

Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Кирилла ФЕДОТОВСКОГО

 

Материалы по теме