Banner
Banner
19 апреля 16:20
  • $ 94.09
  • € 100.53
20 сентября 2021 15:09

Валентина Швецова: «В магазинах всегда была свежая сельхозпродукция»

Возможно, для людей день рождения — немного грустный праздник, но для городов — повод для гордости. 84-й день рождения стал для Мончегорска особенным — в 2021 году ему присвоено звание «Город трудовой доблести». Если до мая 1945-го горожане трудились, стиснув зубы, чтобы приблизить Победу в Великой Отечественной войне, то после делали невозможное, чтобы вернуться к мирному порядку дней.

В Мончегорске стали оставаться демобилизованные, сюда возвращались эвакуированные; ко многим из деревень приезжала родня, прослышав о перспективах молодого города… Народ нужно было кормить. Совхоз, созданный для обеспечения продуктами питания работников комбината «Североникель», созданный еще до войны, не прекращал работу в военные годы и, естественно, после.

Испытания военного времени

О своей трудовой жизни Kn51 рассказала Валентина Евгеньевна Швецова, награжденная орденом Трудовой Славы III степени. Она 27 лет трудилась зоотехником в совхозе «Мончегорский».

По какой причине Бородиновы (девичья фамилия рассказчицы) оказались в Кольском Заполярье, так и осталось загадкой для Валентины, ее братьев и сестер. По молодости лет не спрашивали о том у родителей. А когда повзрослели и заинтересовались, мамы с папой не было в живых. Известно лишь, что с 1939 года они уже жили в Мончегорске в рабочем поселке Тростники по улице Горняцкая, 14а.

— Мама не работала, потому что все дети были маленькие. В 1941 году самому младшему — 8 месяцев. Ей не до работы было. Мама устроилась на комбинат в МТО после войны. Там они разгружали вагоны с кварцитом, с деревом, — рассказала Kn51 Валентина Евгеньевна. — А когда война началась, нас из Мончегорска насильно вывезли в эвакуацию. Мама не хотела отсюда уезжать. Она говорила: «Что в деревне мы с голоду будем помирать, что здесь». Но нас силой погрузили на поезд. Мы уехали в деревню в Калининской области. Поселились в дом, где раньше до войны жили.

В июле 41-го отца, Евгения Николаевича Бородинова, забрали на фронт. Он дважды перенес ранения. После второго, в марте 1945-го, приезжал на побывку к жене и детям в родную деревню. Через девять месяцев, 1 декабря, в семье родился мальчик.

— Отец воевал и в Великую Отечественную, и в Японскую войну. Та закончилась в сентябре 1945-го. Папа приехал в Мончегорск, оформился на старое место работы (в ресторан разнорабочим), убедился, что нам вернут прежнее место жительства — квартиру в бараке. И только тогда отправился за нами в деревню. 14 декабря мы выехали сюда на поезде с двухнедельным ребенком. Добрались до дома через месяц — 6 января 1946 года.

В совхозе ее ждали

Окончив школу, Валя сразу устроилась на комбинат «Североникель» на участок проборазделки, что находился в одном здании с лабораторией.

— Мы в подвале, а лаборатория на втором этаже. Мы разделывали на мелкие части материал и относили наверх. А там лаборанты делали анализы, — вспоминает Валентина Евгеньевна.

Там девушка задержалась на два года: ждала, когда младшая сестра окончит 7 классов, чтобы вместе поехать учиться на зоотехника в город Кашин Калининской области. Десятки лет спустя ее сестру, Зинаиду Евгеньевну Травкину, знали многие в Мончегорске — она вела активную общественную деятельность. Работала в обществе «Знание», в городском комитете председателем профсоюза работников государственных учреждений.

— Преддипломную практику я проходила в Мончегорске, — продолжает Валентина Швецова. — А когда окончила техникум, меня сюда не пускали. Сказали, что учили нас для Калининской области, а не для Севера. И отправили меня в Сандовский район Калининской области. Но мне было с чем сравнивать: в Мончегорске организация такая серьезная — все чисто, все санитарно. А туда я пришла, посмотрела и отказалась работать. Попросила родителей узнать, не занято ли место мое, где я практиковалась. Отцу в совхозе сказали, что меня ждут.

Мончегорский совхоз снабжал продуктами не только город, но и область

Так с 8 сентября 1958 года по 1985-ый рассказчица трудилась зоотехником, пока совхоз не закрыли. В первые годы ее деятельности совхозом руководил Филипп Михайлович Горбенко. Его жену Марию Федоровну молодые девчата называли «наша мать».

— Филипп Михайлович такой был хозяйственник! Он работал управляющим на первом отделении на Верхнем Нюде. А Мария Федоровна, наша наставница, сидела в расчетной части на 33 км. Директоров за мою бытность сменилось много. И вот думаю, если бы кто-то из них был жив и продолжал работать, например, Николай Алексеевич Сулим, Михаил Федорович Хмура или Клавдия Михайловна Герасимова, совхоз бы сейчас существовал. Не дали бы они закрыть его. Они же такие были сильные руководители. Специалисты! Ведь в сельском хозяйстве на три года вперед закладку надо делать. А они это понимали и учитывали, — говорит Валентина Евгеньевна.

Перед городом стояла первостепенная задача — снабдить население мясом, молоком, яйцами. И сотрудники совхоза ее выполняли. В магазинах была доступна свежая сельскохозяйственная продукция местного производства.

— Хозяйство у нас же прибыльное стало именно при тех руководителях. Исключительное! И свиноводчество, и птицеводство… Мы первое место занимали по области по птицеводству. Яйца развозили по всей области. А доярки надаивали по 10 тысяч литров молока на корову. Доярок и птичниц награждали медалями и орденами. Я сама награждена орденом Трудовой Славы III степени, золотой медалью и двумя серебряными медалями ВДНХ. Мы были участниками выставки и первое, и второе место занимали.

Лана КАЛИНИНА

 

Материалы по теме