Banner
Banner
19 апреля 14:07
  • $ 94.09
  • € 100.53
16 ноября 2021 08:16

«Древо жизни»: почему на Руси хлеб уважали?

Издревле на Руси хлебу воздавали почести, говоря: «Хлеб — всему голова». Почему так, современникам, далеким от сельского хозяйства, понять непросто. А городскому ребенку даже не представить, сколько труда вложено в одну буханку хлеба. На помощь второклассникам гимназии №1 Мончегорска пришел проект «Древо жизни».

Его воплощает в жизнь команда мончегорской Детской музыкальной школы им. М.М.Сакадынца. А помогла в этом компания «Норникель» по программе «Мир новых возможностей» — авторы проекта в числе победителей грантового конкурса. Одна из авторов идеи — преподаватель школы Анна Кирьянова. Она и провела для детворы урок народного творчества по теме «Хлеб всему голова».

Это не первая встреча школьников с музыкальным преподавателем. В конце сентября на уроке народного творчества Анна Николаевна рассказала ребятам о былинных героях и каликах перехожих.

— Идея провести урок по теме «Хлеб» не случайно выбрана, — поделилась она с Kn51. — В этом году второклашки изучают предмет «Родной (русский) — язык». Классный руководитель Карина Викторовна Позднякова доступно и интересно рассказывает ребятам его темы. В тандеме с ней мы работаем уже второй год. Тем более, что некоторые ребята из ее класса учатся в музыкальной школе. Я преподаю им специальность «Музыкальный фольклор».

Анна Кирьянова поведала детям, как тяжело в старину доставался крестьянам хлеб. Как много требовалось усилий, терпения, труда, умения подстроиться под погодные условия:

— Ежели было лето засушливое или дождливое, случался неурожай. Потому крестьяне трудились и молились Богу, чтобы Всевышний ниспослал хорошее в меру лето. А это был короткий период, особенно на севере. Потому люди относились к хлебу с почтением, уважением. «Хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска», «Хлеб на стол, и стол — престол!», — говорили в старину.

Благодаря Анне Кирьяновой, мончегорские второклассники познакомились с реальными орудиями труда, которые применялись в период уборки хлеба: серп (им жали урожай), мотовило и цеп (молотили в овине), ручные жернова — мельница из двух составных деталей (на них перемалывали зерна в муку). Все эти предметы также можно увидеть в качестве наглядного пособия на уроках фольклора в музыкальной школе.

— После сбора урожая главной фигурой становился сноп. Последний сноп уносили с поля домой, и он находился в избе весь год — до следующего урожая, — рассказала Анна Кирьянова. — Этим летом мы с сыном сами вырастили овес и привезли готовый сноп в Мончегорск. Его я тоже показала ребятам. Они трогали, нюхали овес, крутили жернова, отвечали на загадки; рассказывали, как понимают пословицы о хлебе… Помимо орудий труда я также продемонстрировала им предметы быта: горшочек чугунный, ухват и коромысло из рябины. Радует, что дети хорошо знают материал, который им уже разъяснила Карина Викторовна на уроках родного языка. Тема о хлебе им близка и понятна. Ведь очень важно сейчас, имея такое изобилие разного хлеба и прочей сдобы, помнить, каким трудом доставался драгоценный хлеб нашим прародителям. Не выбрасывать, а доедать, накормить птиц остатками и бережно относиться к Хлебушку.

Лана КАЛИНИНА

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме