«Перемена»: школа делает шаг в будущее
Как детям понять себя, а педагогам услышать молодежь? Чего не хватает ребятам в родном городе, и как будут выглядеть школы через 10 лет? Эти и многие другие вопросы обсудили в Мончегорске в финальный день программы образовательного проекта «Перемена» компании «Норникель».
В Мончегорске трехдневный интенсив проекта стартовал 25 ноября на территории центра развития творчества детей и юношества «Полярис». Его цель — сделать образование конкурентоспособным и соответствующим современным практикам не только России, но и мира.
Город в руках молодежи
Состав участников «Перемены» не менялся на протяжении трех дней. Это сделано не случайно — открыто говорить о проблемах можно только с людьми, которым ты доверяешь. Вся программа направлена на создание дружеской атмосферы, где каждое мнение имеет вес.
— Сегодня с учениками 8-11 классов мы говорим о том, какие активности они бы хотели видеть в родном городе. Они сами придумывают проекты пространств, которые помогут Мончегорску соответствовать их требованиям, — отметила в разговоре с Kn51 координатор «Перемены» Елена Каденкова.
В Мончегорске амбициозная, яркая и думающая молодежь. У ребят много идей, как сделать родной город лучше, и эти идеи готовы услышать.
— Мы подготовили проект центра, в котором можно весело провести время, заняться своим образованием и научиться чему-то новому. В здании расположены фуд-корт, турагентство, зоны для подготовки к экзаменам, проведения творческих мастер-классов и занятий по профориентации, — рассказывает девятиклассница школы №7 Алиса Черкашина. — Мончегорску не хватает таких мест. Наша молодежь заинтересована в знаниях, но не может их получить и уезжает в крупные города.
Задание не вызвало сложности — школьники города точно знают, чего хотят. Все проекты получились масштабными, а необходимость каждого пространства была точно обоснована.
— Мы считаем, что Мончегорску нужен большой спортивный комплекс. В его состав должен войти крытый каток, где наша хоккейная команда сможет проводить тренировки круглый год. Еще хотелось бы видеть там футбольное поле, танцевальную студию, тренажерный зал и кафе, чтобы болельщики могли перекусить вкусной и полезной едой, — поделился десятиклассник школы №8 Дмитрий Корнилов. — Нужно развивать спорт. Тогда молодежь не захочет уезжать из города. Более того, в Мончегорск специально будут приезжать люди из других областей!
Это не просто проекты ради проектов. Идеи детей услышаны и взяты на заметку. Это подтвердила заместитель директора Агентства развития Мончегорска Регина Потехина.
— Нам важно, что думает молодежь. Мы хотим, чтобы ребята оставались в городе, ведь они — наше будущее. Порадовало то, что дети, Агентство развития Мончегорска, администрация города и «Норникель» смотрят в одну сторону. Например, один из проектов — крытая арена — уже находится в работе. Планируется также создание торгового центра. Я еще раз убедилась, что молодежь у нас думающая и креативная, так что ждем ребят с идеями — мы всегда готовы к сотрудничеству, — рассказала Kn51 Регина Потехина.
Услышать каждого
Пока школьники делились идеями создания новых городских пространств, учителя изучали тьюторскую компетенцию.
— Тьютор — это особый педагог, который помогает понять, что важно для ребенка. С ребятами мы учились слышать себя, а с педагогами — слышать школьников. Я практик, так что стараюсь давать конкретный инструмент под конкретный запрос, — поделилась с Kn51 тьютор Наталья Кузнецова. — Мы обсуждали проблему сопротивления детей. Педагог говорит, что ребенок ничего не хочет, дерзит. Что с этим делать? Нужно создавать доверительные отношения, где каждая из сторон принимает вторую. Учителям нужно слушать ребят, и тогда они откроются.
С активными педагогами и директорами школ провели форсайт-сессию «Школа будущего». Ее задача — понять, как школа может выглядеть через 10 лет. Участники сессии должны были выяснить, в чем уникальность их учебного учреждения, определить сильные стороны школ и направление, в котором они хотят развиваться. После этого можно делать первые шаги к цели.
— Мне интересно, как будет выглядеть школа в будущем. Цифровые технологии стремительно врываются в нашу жизнь — нужно подстраиваться. Дети воспринимают информацию быстрее, чем взрослые, а, значит, предстоит много работы. Возможно, совсем скоро на каждой парте будут лежать планшеты. Мне бы этого хотелось, — поделилась с Kn51 педагог-организатор школы №1 имени А.И. Ваганова Надежда Товстоног.
Сила в единстве
Завершилась «Перемена» деловой командной игрой «С первого взгляда». Участникам нужно было назвать предмет, который изображен на фотографии. К примеру, на картинке была первая микроволновая печь. Ее высота около двух метров, а масса 300 килограммов. Сразу понять, что за устройство перед тобой, не так уж и просто.
— У игры такая модель, что максимально успешными стали разнородные команды, в которых есть и взрослые, и дети, ведь наши вопросы из разного времени и областей. Конфликт поколений есть всегда, но когда мы вместе, мы усиливаем друг друга, — пояснила Елена Каденкова.
В Мончегорске «Перемена» уже «отзвонила» — на очереди Печенгский округ. С 29 по 1 декабря учебный проект собирает учеников и педагогов в центре «Вторая школа» в Никеле.
Елизавета НИКОЛАЕВА. Фото Артема СЕНЧЕНКОВА
* * *
Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.