«Перемена»: о новых компетенциях для педагогов и директоров школ
Какие компетенции необходимы в работе с детьми? Как объединить всех участников школьного образовательного процесса? Чем может быть наполнена современная школа? Все это обсуждали в Никеле участники двух направлений образовательного проекта «Перемена» — учителя и директора школ Печенгского округа.
В Печенгском округе трехдневная программа проекта «Перемена», инициированного компанией «Норникель», стартовала 29 ноября. Спикеры проекта помогают участникам — ученикам, педагогам, родителям и директорам школ — сделать образовательный процесс современнее, прокачать и раскрыть новые компетенции.
Уметь слушать и слышать
Для педагогов Никеля и Заполярного тьютор Наталья Кузнецова провела семинар «Тьюторская компетентность педагога в школе», где подробно разобрала с участниками как можно использовать приемы и методы тьюторов в работе.
— Мы разбираем, что может педагог взять из арсенала тьютора в работу с учениками, — рассказала Наталья Кузнецова. — На одном из модулей мы разбираеми тему самоопределения подростков, в процессе педагоги прорабатывают методы на себе, анализируют разные ситуации. В первый день разобрали, как создавать формат событий для подростков. Педагоги вынесли свои вопросы для дальнейшей проработки и уже выразили желание внедрять новые методы. Аудитория очень благодатная, интересующаяся.
В практической части педагоги в парах прорабатывали различные ситуации с помощью фиксирующих вопросов и пяти типов уточняющих вопросов.
— Важно не вкладывать свои смыслы, а дождаться, когда человек с помощью ваших уточняющих вопросов ответит вам, и вы поймете его, — поясняет Наталья Кузнецова. — Вы, как учитель, задали вопрос — дождитесь полного ответа, не спешите задавать дополнительные вопросы или один и тот же при работе с подростками.
Еще один интересный кейс — работа в формате беседы со старшеклассницей, которой надо помочь определиться с выбором будущей профессии. Педагоги выстраивали беседу так, чтобы не навязать свое мнение, а именно помочь сделать собственный выбор.
Среди участников образовательного проекта «Перемена» по направлению для педагогов есть постоянные участники и новички. Для учителя школы №20 (Никель) Анны Громовой это первый опыт, но она уже сейчас видит, что можно применить в своей работе.
— Нам рассказывают, как применять тьюторские компетенции в работе классного руководителя, педагога-предметника, учителя. Информация очень полезная, тем более, что мы разбираем на конкретных примерах как нельзя делать, а что лучше использовать в работе с подростками. Концепция тьюторской работы строится на умении слушать, и педагогу надо так задавать вопросы, чтобы ребенок сам сделал правильные шаги, — поделилась с Kn51 Анна Громова. — Отмечаю, что что-то мы уже используем в своей работе. Например, ребенок может реализовать свои сильные стороны в театральном кружке. И у нас в школе уже есть театральная группа, где ученики проявляют себя в разном качестве: актеров, звукорежиссеров, декораторов.
Современный взгляд на школу
Еще одно направление «Перемены» ориентировано на директоров и завучей школ. Для них организовали форсайт-сессию «Школа будущего». Разобраться в том, как может выглядеть школа будущего и что можно сделать уже сейчас помогал эксперт в области социального проектирования Олег Марфин.
— Школьные управленцы могут объединить всех участников образовательного процесса и совместно представить образ видения своей школы, — отметил он. — В настоящее время школа находится в режиме развития разных административных процессов. Важно, чтобы школы получили опыт совместного проектирования и развивали территорию.
Участники генерировали идеи, которые могут быть реализованы с помощью или при непосредственном участии всех четырех участников образовательного процесса — ученика, педагога, родителя и директора. В ходе сессии выбрали четыре идеи, которые после проработки могут быть реализованы на базе школ Печенгского округа. Это директорский клуб для встреч со специалистами, проектное бюро внутри школ, День самоуправления с участием родителей, перезагрузка и развитие педагогов.
— Такая же работа проведена в Мончегорске, где мы проработали возможные изменения в современных школах. Здесь шагнули дальше и прорабатываем идеи, которые уже можно будет реализовать, — поделился с Kn51 Олег Марфин. — В завершении мы будем понимать, какая поддержка потребуется от «Перемены». Это не про деньги, это про экспертное сопровождение или приглашенных участников, в том же онлайн-формате.
Уже на весенних каникулах команды представят комплексное решение проектов для своих школ.
— В проекте «Перемена» наша школа участвует третий год, и каждый раз это перезагрузка, переосмысление своей работы, подпитка моральная и эмоциональная, опыт, — поделилась с Kn51 директор школы №19 (Заполярный) Татьяна Меркушева. — Наша школа старается участвовать во всех проектах в сфере образования, мы пробуем на себе и потом делимся опытом с другими школами, привлекаем их. Мы уже знаем, что в скором будущем начнем реализовывать в нашей школе благодаря «Перемене», но пока не будем раскрывать карты.
Сессия «Перемены» в Печенгском округе завершится уже сегодня, 1 декабря.
Алена АФАНАСОВА. Фото Алены АФАНАСОВОЙ
* * *
Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.