Сотрудников КГМК планируют обучать на VR-тренажерах
Представители цифровой лаборатории «Норникеля» и международной IT-компании продемонстрировали сотрудникам Кольской ГМК возможности применения тренажеров виртуальной реальности на производстве.
VR-технологии в производстве
Цифровая лаборатория «Норникеля» исследует применимость и апробирует новые технологии в производственных процессах. Среди них искусственный интеллект, промышленный интернет вещей, беспилотные летательные аппараты, природоподобные биотехнологии, экзоскелеты, VR-технологии и другие.
Михаил Корюшкин |
— В Кольской ГМК с управлением по совершенствованию производственной деятельности и центром автоматизации производства мы прорабатываем инициативы. Сегодня смотрим, как можно применить технологию виртуальной реальности на производстве, — отметил менеджер по инновациям цифровой лаборатории «Норникеля» Михаил Корюшкин.
На встречу пригласили представителей международной IT-компании, одного из лидеров российского рынка информационных технологий — «Крок», а также сотрудников Кольской ГМК — инженеров, начальников участков, специалистов департамента промышленной безопасности. Их задача — оценить, где на производстве можно применить виртуальную реальность, какие вопросы, с ее помощью можно решить.
— Участники встречи смогут примерить оборудование и оказаться по ту сторону реальности, чтобы оценить качество проработки деталей, графику, возможности, — рассказал Михаил Корюшкин.
Для снижения травматизма и рисков простоя оборудования
Станислав Якуш | |
Руслан Казак |
Директор по развитию бизнеса в подразделении иммерсивной технологии компании «Крок» Станислав Якуш рассказал, для чего необходимы технологии VR на производстве.
— Виртуальные тренажеры используются под задачи обучения производственного персонала безаварийной работе, для повышения культуры безопасности, улучшения качества подготовки. В результате достигается снижение травматизма, рисков возникновения простоя оборудования, — сказал Станислав Якуш.
Виртуальный тренажер представляет собой программно-аппаратный комплекс. Аппаратная часть стандартная — используется одно из самых качественных и современных видов оборудования. Программная часть — это не коробочное решение, она разрабатывается индивидуально под каждого заказчика.
Когда человек надевает шлем виртуальной реальности, берет джойстики, он попадает на виртуальное рабочее место, которое полностью повторяет реальное, в том числе и оборудование, и технологические процессы. То есть сотрудник может с помощью VR-технологий пройти полное обучение.
В качестве примера представители IT-компании продемонстрировали тренажер, который был разработан для Пермского филиала минеральных удобрений «Уралхим».
Дмитрий Кузнецов |
VR-технологию на себе испытал главный специалист управления главного энергетика отдела электроснабжения КГМК Дмитрий Кузнецов.
— Так как в виртуальной реальности все передано очень реалистично, выполнение операций позволит проводить обучение персонала. Новые сотрудники смогут отработать различные производственные навыки, используя данный тренажер, — поделился Дмитрий Кузнецов.
Его коллега, главный инженер центра энергообеспечения Руслан Казак, считает, что VR-тренажеры могут применяться для обучения и новых специалистов, и опытных.
— Если рассматривать сложные, опасные работы, например оперативные переключения в электроустановках, то любая ошибка может привести к трагедии. Обучить в действующей электроустановке молодой, не опытный персонал не представляется возможным, а реального тренажера нет. Поэтому виртуальная реальность — выход. Опытным сотрудникам тоже пригодится — освежить знания.
Когда виртуальный мир не отличить от реального
VR-тренажер состоит из шлема, джойстика, он доукомплектован мобильной или стационарной станцией и инфракрасными камерами, которые в виртуальной реальности ограничивают пространство и не позволяют человеку столкнуться с реальным препятствием, например, стеной или столом. Тренажеры работают по трем основным направлениям: эксплуатация оборудования, ремонт и обслуживание, отработка внештатных аварийно-опасных ситуаций.
В программной части можно сформировать отчет с детальной статистикой по каждому обучаемому: сколько потратил времени, сколько каких ошибок допустил и какие они. В режиме обучения можно использовать голосовые, визуальные подсказки, чек-лист.
Чтобы при работе с виртуальной реальностью человек не испытывал дискомфорт, разработчики проявляют повышенное внимание качеству картинки, графики, частоте передачи кадров и другим факторам.
— Для проработки реалистичности изображения представители компании «Крок» делают тысячи фотографий той площадки, которая будет перенесена в виртуальную реальность. Проводят видеосъемку, лазерное сканирование, которое позволяет получить правильную геометрию всех объектов. Все результаты совмещаются и дорабатываются так, чтобы было максимально похоже на реальный объект, с тенями, бликами. Каждый элемент — переключатели, кнопки, ручки — сделаны отдельно, чтобы потом можно было легко их заменить, если поменялась какая-то ячейка, — рассказал Станислав Якуш.
Максим Мерзляков |
В завершение встречи сотрудники Кольской ГМК привели несколько примеров, где на производстве могут быть полезны VR-технологии.
— Например, один из рисков — возможность травмирования отслоившимися кусками горной выработки в руднике. Здесь можно было бы проводить курсы по выявлению опасных мест на рабочем месте, — отметил начальник отдела методологии и статистики оценки управления охраны труда департамента промышленной безопасности Максим Мерзляков.
Теперь разработчикам необходима обратная связь: после того, как группа работников Кольской ГМК ответит на вопросы по применению VR-технологий на производстве, будет приниматься решение по их внедрению.
Марина ПАПКА. Фото Марины ПАПКА
* * *
Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.