Banner
Banner
3 мая 06:25
  • $ 92.05
  • € 98.64
Экономика
31 января 2022 16:02

Никель. Кристаллизация будущего: год после финальной плавки

В Мурманской области обсудили реализацию Программы развития Печенгского муниципального округа. Документ приняли 10 месяцев назад. Настало время проанализировать, как движется работа.

Поговорить участникам совещания — представителям регионального правительства, муниципалитета, «Норникеля», работающего на территории малого и среднего бизнеса — было о чем. Старт программы получился, мягко скажем, не очень впечатляющим.

Программа для Печенгского округа


Основателей у программы развития Печенгского округа трое – сам муниципалитет, областные власти и «Норникель». Документ появился на свет после того, как градообразующее предприятие приняло решение закрыть морально и физически устаревшее, экологически вредное плавильное производство у границы с Норвегией. Но, и это важно уточнить, проблемы, которые пытаются совместно решить стороны, вызваны не закрытием плавцеха, они глубже. Это то, что на языке науки сегодня называют пространственное сжатие — уменьшение освоенной территории из-за социальных, демографических тенденций и модернизационных процессов в хозяйственной деятельности.
В последние годы жизнь поселка все меньше и меньше зависела от металлургов. Из 11 тысяч жителей в плавцехе работало только около 600. Бюджетники, пенсионеры и военные давно составляли в Никеле большинство. Численность населения постепенно падала. Молодежь, как и везде в провинции, стремилась уехать в большие города – в столицы, или хотя бы в областной центр. Люди постарше (это северная особенность) – в регионы с более мягким климатом. Появились пустующие дома. Коммунальная инфраструктура, построенная в советские годы, рассчитанная на другое число жителей и другую экономическую ситуацию, становилась слишком затратной… Другими словами, для округа сейчас характерны все общие проблемы малых городов и северных территорий, хорошо знакомые условным Воркуте или Магадану, а также Сахалину, Камчатке, Чукотке и непосредственным соседям Мурманской области – Карелии, Поморью.
Что отличает от них Печенгский округ? Присутствие «Норникеля». Компания не только самостоятельно решила проблему с высвободившимися сотрудниками плавцеха, трудоустроив их в другие подразделения или выплатив компенсации, не допустила обвала ситуации, но и дала шанс муниципалитету выбраться из-под груды проблем. Источники финансирования, названные в программе развития внебюджетными, в основном – средства «Норникеля». Теперь речь идет о том, насколько эффективно таким преимуществом – присутствием на территории социально ответственного крупного бизнеса — удастся воспользоваться.

— Чтобы получился живой диалог, когда мы готовились к совещанию, всех ориентировали делать акцент на проблемах, говорить, что буксует, что не складывается. И, самое главное — если что-то не получается, нам нужно совместно искать решения. Просто заявить о проблеме – в этом нет большого смысла. Поэтому предлагаем всем, прежде всего, концентрироваться на дискуссионных вопросах, — призвал всех участников модератор встречи, председатель Совета по изучению производительных сил Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ Дмитрий Землянский.

Что пошло не так?

— Катастрофы не произошло. Большая часть прогнозируемых рисков, не реализовалась, в том числе, благодаря стабилизационным мерам, — продолжил Дмитрий Землянский. — Но, к сожалению, мы пока не видим кардинальных изменений ситуации в 2021 году и формирования той самой альтернативной экономики, о которой очень много говорили на рубеже 2019 и 2020 годов. И это мне, как внешнему эксперту, дает основание поставить вопрос перед аудиторией, а не буксует ли программа? И если буксует, то почему?
В программе развития Печенгского округа четыре направления – развитие социальной сферы, модернизация жилья и инфраструктуры, создание комфортной городской среды, новая экономика. Всего это 50 разных мероприятий, которые должны быть реализованы в ближайшие четыре года и призваны привнести в жизнь территории системные изменения.
Увы, уже сегодня становится очевидно, что о некоторых проектах, видимо, придется забыть. Причины разные. Так, к примеру, новой молочно-товарной фермы в Печенгском округе не будет из-за смерти руководителя хозяйства. От создания металлургического мини-завода инвестор решил отказаться. Но больше всего на планы предпринимателей повлиял коронакризис. Часть проектов была «заточена» на норвежский рынок. Закрытие границы заставило отложить их реализацию. Не упростил запуск стартапов и серьезный рост цен на стройматериалы. Бюджеты трещали по швам, пересматривались. Это факторы, скорректировать которые на уровне муниципалитета или региона почти невозможно. Но есть и те, что вполне поддаются влиянию.

В ноябре 2020 года мы выиграли беспроцентный заем от компании «Норникель». С тех пор пытаемся реализовать наш проект, — рассказала Татьяна Иващенко, заместитель гендиректора компании, планирующей построить в Печенгском округе экотурбазу. – Мы его не бросаем ни в коем случае. Он, я надеюсь, все-таки будет реализован. Но уже, к сожалению, только в этом году, не в прошлом. Вопрос у нас был с земельным участком, который мы получали достаточно длительное время. Нам никто не отказывал, ни разу не сказали «нет». Но, тем не менее, процесс занял практически полгода.
Схожая ситуация и у предпринимателя Сергея Кущенко. Он планирует построить в Заполярном гостиницу. И на оформление участка в городе, прямо скажем, с не самой востребованной землей, у него ушел год. То не совпадали номера в разных документах, то вид разрешенного использования не соответствовал проекту.

Сначала смеялись, потом плакали, потом ругались. В конце концов, все-таки уговорили. И вот 23 ноября мы получили договор аренды земельного участка, — делился он своей историей. — Я к тому говорю, что все это здорово. Но почему такие несостыковки? То ли разные специалисты в министерстве работают (речь о региональном Минимущества, — авт.), которые между собой не общаются. То ли они до конца не дочитывали наше заявление… Во что это вылилось? У нас, во-первых, потеряно время. А во-вторых, произошло удорожание проекта. Если в цифрах, то здание без отделки стоило порядка 10 миллионов рублей, сейчас — 19.
Не привязанные к земле проекты стартовали раньше. Впрочем, от бюрократических проблем мобильность тоже спасала не всегда. К примеру, Андрею Чернышеву, так и не удалось стать резидентом Арктической зоны. Сначала его фудтраки ни признавали оборудованием, инвестиции в которое дают право претендовать на льготный статус, предлагали подождать изменений в нормативной базе. А затем развели руками – дескать, извините, теперь тоже не положено — у вас проект уже практически реализован.

В результате на всем этом мы потеряли восемь месяцев. А заемные деньги нам уже с февраля надо начинать отдавать, — говорит он.

Надо чаще встречаться


Впрочем, итог совещания, несмотря все на вышесказанное, достаточно оптимистичен. Во-первых, программа все-таки стартовала. Отдельные коммерческие проекты запущены. Еще ряд, например кафе-пекарня, хозяйство аквакультуры и центр придорожного сервиса – на подходе. Выбывшие — компенсированы новыми. Так, на территории муниципалитета инвесторы выразили желание построить предприятие по производству полимерных ампул для анкерного крепления горных выработок, центра обработки данных, рыбоводного завода.
Началась реализация социально значимых проектов. Один из самых, пожалуй, заметных – снос аварийных пустующих домов. Долгие годы в Никеле они создавали отрицательный эмоциональный фон.

— Очень много было негатива, что это все болтовня, сноситься ничего не будет. И когда никельчане увидели, что приехала техника, дома демонтируют, люди поняли, дело движется в этом направлении, — рассказывает глава Печенгского округа Андрей Кузнецов.

По договору подрядчик должен к весне переработать, вывезти строительный мусор. Потом будет полная рекультивация территории. Ее засеют травой. Мы надеемся, что летом площадка, на которой стояли заброшенные здания, будет зеленой лужайкой, — добавляет депутат Мурманской областной думы Любовь Черепанова.
Есть и другие завершенные объекты, скажем, реконструированный сквер в Заполярном. Многие проекты, как строительство фестивальной площади в Никеле продолжаются. Они изначально предполагали больший срок реализации. И пока оснований опасаться за их судьбу нет.
Но важнее другое – все ключевые игроки, от которых зависит трансформация Печенгского округа, намерены не только продолжать реализацию программы развития, но и готовы совершенствовать свою работу в этом направлении.

Мы договорились, что будем на системной основе раз в месяц на базе «Второй школы» (Центр социальных проектов Печенгского округа в Никеле, – Авт.) проводить такие встречи, собирать предпринимателей. Брать их вопросы на контроль и решать, — заявила, комментируя итоги совещания, вице-губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова.

Эта программа является для нас очень важным документом, в разработке которого мы активно участвовали. И также активно мы намерены участвовать в его реализации. Кроме этой программы компания сохранила в округе всю свою текущую благотворительную деятельность. Нам, конечно, хотелось бы, чтобы проекты реализовывались быстрее. Но ведь действительно, программе нет еще и года, — сказал директор департамента социальной политики «Норникеля» Игорь Сухотин, подчеркнув, что компания готова обсуждать возникающие проблемы.

Конечно, все непросто. Но это связано с тем, что мы начинаем что-то новое. Новое всегда предполагает сложности. Но важно, что находятся решения, которые позволяют переступить через них и идти дальше, — считает директор центра «Вторая школа» Андрей Фоменко.
Уровень новизны поставленных программой задач, действительно серьезный. Документ – не антикризисный план. Он призван заложить основы устойчивого развития территории. И если это удастся, опыт будет достоин тиражирования в масштабах всей страны.

 

Материалы по теме