Banner
Banner
19 апреля 20:26
  • $ 93.44
  • € 99.58
Компания, Производство, Спорт
14 марта 2022 11:31

На горизонты «Северного» спустился чемпион мира по хоккею Никита Никитин

Знаменитый хоккеист стал участником проекта «Совсем другое дело» и испытал на себе, как работают горняки.

— Чем вы их здесь кормите? Вчера играли с вашими ребятами, так у парня 48 размер ноги! — смеется Никита Никитин.

По дороге на рудник «Северный» он делится впечатлениями от тренировочного сбора, который недавно завершился в Заполярном. Открытое лицо. Простой разговор. Только спортивная форма с символикой Федерации хоккея России да богатырские размеры выдают в нашем собеседнике звезду спорта, чемпиона мира. Он живо интересуется тем, что видит за окном микроавтобуса, который везет нас на рудник «Северный» Кольской ГМК. Что его ждет, пока представляет себе слабо. Никогда прежде и на Кольском полуострове не бывал, и под землю так глубоко не спускался.

— Признаюсь, я даже в метро последний раз был, наверное, году в 2000-м, — улыбается он.

Исключений для чемпиона на руднике делать не стали. Все, как положено – сначала предсменный медосмотр. С ним, ожидаемо, проблем не возникло. А вот инструктаж по технике безопасности пришлось немного задержать. Заминка случилась из-за любви к хоккею. Зам. директора рудника Александр Чистяков показал Никитину свою завидную коллекцию. Теперь в ней стало двумя автографами больше – на шайбе и вратарской амуниции.

Потом настало время сменить спортивный костюм на спецодежду, кроссовки – на сапоги. Беруши пока в кармане, перчатки – на руках.

— Это обязательно? – спрашивает Никитин, показывая на респиратор.

Получив утвердительный ответ, поправляет его. Надевает каску и бодро говорит:

— Я готов.

Первый объект, который показали хоккеисту, – пульт дистанционного управления буровыми установками. Теперь, благодаря автоматизации и цифровизации, проложенным под землей коммуникациям и современной связи, которая пришла на рудник, корректировать работу техники оператор может с поверхности, из административно-бытового корпуса.

— Я ничего здесь не сломаю? – засомневался Никита Никитин в ответ на предложение попробовать «порулить».

— Вот здесь на кнопку нажимай. Двигай потихоньку. Это контроль камеры. У меня в первый раз она куда-то убежала, — помог чемпиону попробовать новую для него роль заместитель директора рудника Андрей Пшонко.

Следующая цель — горизонт 280 метров под землей. В ламповой к спецодежде, каске, респиратору добавляется лампа, самоспасатель, набор для оказания первой помощи. С непривычки пристроить все это на себе непросто.

— Вот я смеялся над людьми, которые неловко надевают хоккейную форму в первый раз. Теперь и надо мной можно посмеяться, — комментирует свою заминку Никита Никитин.

Под землю увозит серая «буханка». УАЗик с историей – на корпусе наклейка «Кольская сверхглубокая». Несколько лет назад киношники снимали в Мурманской области одноименный трилер. Тогда рудник «Северный» стал одной из съемочных площадок.

— Мне часто приходилось куда-то ездить, просто потому, что нужно. Но здесь действительно интересно, — делится хоккеист.

Тем временем въезжаем в шахту. За окном – редкие фонари. В свете фар мелькают укрепленные анкерами своды. Изредка, на подземных перекрестках, машина притормаживает, останавливается перед вентиляционными воротами.

— Все познается в сравнении, — рассуждает чемпион. – Говорят, в спорте трудно. Да, но как вот с этим сравнить?

Наш путь по горным выработкам — шесть километров. Чтобы добраться до самой низкой отметки «Северного» нужно преодолеть вдвое больше. Останавливаемся у буровой на горизонте -280.

— Машинисту здесь, во многом, помогает техника. Он не прикидывает на глаз, не измеряет рулеткой. На дисплее отображается положение стрелы и направление, в котором нужно бурить, — объясняют Никите Никитину специалисты, и тут же предлагают хоккеисту попробовать взять управление на себя.

— Я вам сейчас науправляю, — смеется он. – Что тут можно безопасно подвигать?

Другая выработка. На черно-желтой ленте висит белый лист бумаги. Надпись предупреждает: «Внимание! Работает ПДМ в режиме дистанционного управления». Для непосвященных расшифруем аббревиатуру. Это погрузочно-доставочная машина. Ее ковш поднимает громадные куски скалы. План на смену – перевести 700-800 тонн руды. В кабине – пусто.  

— Это требование безопасности, — объясняет замначальника участка Вадим Гудиев. – Оператор всегда работает за пультом, когда нужно въезжать в очистное пространство более чем на длину ковша. Это обязательное условие.

Очистное пространство – незакрепленный еще участок горных выработок. В этом случае дистанционное управление позволяет машинисту оставаться в безопасной зоне.

— То есть я нажимаю сюда, и он газует? – интересуется Никита Никитин.

— Да. Нажимай смелее. Этот джойстик отвечает за ковш, — объясняют чемпиону.

— Аж мурашки по телу пошли, — смеется он.

Реакция неудивительная, если представить, что следуя за движением джойстика ковш поднимает 13 тонн руды. А сама ПДМка (почему-то так, в уменьшительной форме называют большую машину горняки) весит 40.

— Вот это масштабы, тоннели, махины, которые в них работают! Это как целый город или новый удивительный мир под землей, — позже, уже на поверхности делился впечатлениями Никита Никитин. — Вживую это совсем не так, как по телевизору. Мы ведь только ехали туда 30 минут. Это уже тяжело. А еще отработать там смену! Я не представляю… Мое большое уважение всем, кто работает в шахтах. Низкий им поклон.

А на вопрос что теперь, после подземелий Заполярья он хотел бы увидеть, знаменитый хоккеист ответил, что с такими впечатлениями сможет сравниться разве что-то космическое.

Фото Дмитрия ДУБОВА

 

Материалы по теме