Banner
Banner
23 апреля 17:37
  • $ 93.29
  • € 99.56
Наши люди
05 апреля 2022 13:01

Эльвира Кожевникова: «Комбинат и город жили единым организмом». Часть 1

В 2022 году Мончегорск отпразднует 85-летие. Нам привычно рассматривать истории городов через даты. Только ни одна дата не войдет в календарь без участия человека.

Создают события люди. Это они строят дома, дороги, благоустраивают улицы, учат и лечат, выращивают сельскохозяйственную продукцию, снабжают город электричеством и теплом, обеспечивают безопасность и делают многое другое. Поэтому к юбилейной дате Kn51.ru предлагает читателям новый проект «Мончегорск: люди и профессии». Мы расскажем вам о тех, чей вклад в развитие города металлургов на первый взгляд не всегда был очевиден. Однако каждый из наших героев создавал историю города металлургов, трудясь в своей отрасли.

Эстетика в промышленности? Это важно!

Первая собеседница Кn51.ru — Эльвира Николаевна Кожевникова, чей стаж на комбинате «Североникель» — 28 лет. К слову, металлургия объединила практически всю ее многочисленную родню. А это 27 человек: начиная с ее родителей и заканчивая внучатыми племянниками. Они имеют отношение к комбинатам «Североникель» и «Печенганикель» в прошлом и к Кольской ГМК сейчас.

Самым увлекательным периодом трудовой деятельности Эльвира Николаевна считает работу в качестве старшего инженера-конструктора в отделе промышленной эстетики, который существовал на комбинате «Североникель» до 1984 года.

Эльвира Кожевникова

Рассказчица училась в Ленинградском горном институте им В.Г. Плеханова. Она приехала в Мончегорск в 1968-м. Устроилась на рудник «Ниттис-Кумужье» механиком планово-предупредительного ремонта (ППР). Работала там недолго. Вскоре рудник закрыли, и начались мытарства — куда пойти? Помог решить этот вопрос Георгий Павлович Лешке — директор комбината «Североникель».

— Меня он приглашал к себе, чтобы побеседовать насчет работы. В то время только организовался отдел промышленной эстетики, и меня взяли туда. А тогда на комбинате провода старые где-то висели, где-то беспорядок был. Мы все приводили в порядок. Вели показательный альбом: по фотоснимкам хорошо прослеживалось, как было и как стало. Тогда только ввели в строй сернокислотный цех, его сразу делали современным. Помню, как в начале 1970-х на базе «Североникеля» прошло большое совещание по промышленной эстетике. В Мончегорск съехались учиться специалисты со всего СССР. В подготовке к тому совещанию задействовали все цеха комбината. Были организованы зал для заседаний, ресторан, поездка в Заполярный на комбинат «Печенганикель»…

Событие не прошло незамеченным: в Мончегорск приезжали тележурналисты (в то время это само по себе могло стать большим событием).

Уха из петуха для больших гостей

В отделе промышленной эстетики комбината «Североникель» действовала бригада плотников, столяров, штукатуров, маляров совместно с художественной и конструкторской группой (в ней и работала Эльвира). Они занимались не только цехами комбината, а всем городом: малыми архитектурными формами, парком, Домом техники и т.д.

— «Североникель» и город жили единым организмом. У нас не было разделения. Мы оформляли кабинет директора комбината и базу отдыха для цехов в бывшем рабочем поселке Риж-губа. На базе все создавалось по нашему дизайну. Например, красивые резные столы и стулья. Я – конструктор, а использовала свои художественные наклонности, чтобы идеи, придуманные художниками, перевести на язык, к примеру, плотников.

А когда к нам приезжали космонавты, сотрудники отдела отправились на еще одну базу отдыха комбината — «Вите-губа». Оформляли ее для них.

— Я сама на той встрече не присутствовала. Но помню интересный момент. Для космонавтов наловили сигов. Но почему-то вдруг нас просят привезти курицу. «Странно, — думаю. – Там же уха будет». Оказывается, уху собирались варить на курином бульоне, — вспоминает Эльвира Николаевна.

А без отдела промышленной эстетики «и не туды, и не сюды»

По тем временам сложно было представить себе спорт, культуру и отдых мончегорцев без участия в этих сферах отдела промышленной эстетики комбината «Североникель». Его значимость для Мончегорска была огромной.

К соревнованиям по горным лыжам, которые проводились на горе Ниттис, в отделе промышленной эстетики комбината «Североникель» создавались эскизы значков для участников. Общежитию «Уют» (располагалось в здании напротив нынешнего кинотеатра «Синема», который тогда носил имя «45 лет Октября») отдел придумал название. Мозаичная стена в холле – тоже их идея. Возможно, горожане и не догадывались, что к оформлению и организации массовых городских праздников отдел промышленной эстетики тоже прикладывал руку.

— Демонстрации? Вы думаете, что просто так люди взяли флаги с транспортами и пошли? Нет! Мы все прорисовывали: кто за кем должен идти, по рядам. Чем украсить машину к Масленице: солнцем или еще чем-то? И все это утверждалось на высшем уровне, — рассказывает Эльвира Николаевна Кожевникова.

Отдел промышленной эстетики серьезно занимался и Дворцом культуры Мончегорска. Ступенчатый потолок в зрительном зале – его работа. Отдел поддерживал связь с рижской фирмой «Максла». С начала 1970-х ее вазоны и керамические изделия украшают стены фойе ДК. Предприятием «Макслой» выполнен был занавес для сцены: коричнево-бежево-черный с лучами солнца. Отдел также сотрудничал с Мухинским и Строгановским художественным училищем: в разные годы в Мончегорск приезжали их студенты, чтобы заниматься дизайном города.

Небольшая часть значков, созданных по эскизам отдела промышленной эстетики комбината «Североникель»

Они отстояли балконы

Представители отдела промышленной эстетики комбината входили в художественный совет города при отделе архитектуры.

— Об одном заседании я расскажу. На нем присутствовали главный инженер комбината «Североникель» Владимир Яковлевич Позняков, сотрудник центральной заводской лаборатории «Североникеля» Валерий Шмерович Баркан (он тогда занимался экологией) и другие. Руководила отделом главный архитектор города Милица Борисовна Козырева, — вспоминает Эльвира Николаевна Кожевникова. — Вопрос встал… о балконах. Есть на проспекте Кирова дом №13. Почему-то часть его была построена без балконов. Не знаю причину, но тогда так не полагалось. Кто-то на заседании заявил, мол, на севере балконы необязательны. Но мы отстояли, что балконы нужны! Поэтому вторая часть того же дома, которую отстроили позднее, была сдана с балконами. А если бы мы согласились, то дальше строились бы дома в Мончегорске без них.

О «хозяине» парка

Как говорит Эльвира Николаевна, центральный парк имени Сергея Бровцева примерно до середины 50-х годов прошлого столетия по выходным гудел, как улей. Он представлял собой культурный центр города. А после постепенно пришел в запустение. Рассказчица вспоминает Георгия Михайловича Огинского — «хранителя» парка:

— Георгий Михайлович Огинский жил напротив (дом №33 пр. Жданова, сейчас – Металлургов) и наблюдал, как в парке угасает жизнь. Он собрал женщин-дворников, что неподалеку работали, воодушевил, и те под его руководством наводили порядок в парке. Очень был уверенный в себе. О таких говорят: «Двери открывает ногами». Примерно так он зашел к нам в отдел и не попросил, а потребовал, чтобы мы сделали эскиз танцплощадки. Так началось наше знакомство. А лет через десять оказалось, что он нигде не оформлен вообще. Человек болел за парк душой. Бескорыстно хозяйничал в нем, руководил тетками, которые работали где-то! — смеется Эльвира Николаевна. – В сотрудничестве с ним мы оформили летнюю эстраду, появилось ограждение вокруг танцплощадки, открылся читальный зал.

Мрамор надо?

— Когда мы запускали профилакторий для комбината «Североникель», его первым главврачом был хирург Виталий Павлович Петриян. Помню историю, связанную с ним, — говорит собеседница Kn51.ru. Я ездила в командировку в Кандапогу. Там ко мне подошел человек и предложил: «У нас контейнер с белым мрамором стоит. Вам не надо?». Ну, а я каменщица, как же «не надо»? А это битые мраморные плиты. Может, брак? Не знаю. Целый контейнер. И я его оформила. А оплату надо было проводить уже по возвращении, на комбинате. Еду домой и думаю: «Куда мне его деть-то? Кому передать? Ой, получу по шапке…». По приезде сразу рассказала Виталию Павловичу, что попала в такую ситуацию. А он мне: «Больше никому не звони!». Весь мрамор забрал, и выложил им переходную галерею из профилактория в бассейн. Петриян такой же деятельный был, как и Огинский.

У вас любители камня были? Будут!

Отдельного внимания заслуживает история о том, почему собеседница называет себя каменщицей. Еще обучаясь в институте, Эльвира увлеклась миром цветного камня. Из Ленинграда привезла домой 132(!) килограмма камней. В Мончегорске этой темой еще никто не интересовался. В лице, кого бы вы думали, она встретила своего первого единомышленника? Им стал Владимир Николаевич Дав (сегодня его имя носит Музей цветного камня в Мончегорске). Он приехал в город металлургов в 1969-м, как представитель действующего в Апатитах Кольского филиала Академии наук СССР: филиал открывал в Мончегорске лабораторию цветного камня.

— Приезд Дава для мончегорцев — подарок небес, правда, мы тогда об этом еще не знали. Из-за бороды он мне казался дедом, а ему было-то лет 50, — говорит собеседница Kn51.ru В лаборатории я рассматривала витрины с камнями и так радовалась. Владимир Николаевич заметил мой интерес и рассказал, что собирается создавать Клуб любителей камня, позвал к себе. А я ему: «А их нет, любителей камня!». Он — спокойно: «Будут». И создал. Наш был второй в Советском Союзе. Первый – в Ленинграде.

Эльвира Николаевна Кожевникова в Музее цветного камня им. В.Н. Дава

Эльвира Николаевна посещала аналогичные клубы Мурманской области и Свердловска. В них, по ее словам, шел обмен, продажа камней, а мончегорский отличался тем, что члены клуба собирались… обучаться.

— Ни одно заседание не проходило без лекции. Я к тому же состояла в обществе «Знание», подбирала разные темы для туристов и для школьников. Поэтому той информацией иногда тоже делилась в Клубе любителей камня, — говорит она.

К слову, в том, что мончегорскому Музею цветного камня присвоено имя В.Н. Дава — заслуга Эльвиры Кожевниковой. Этого она добивалась 15 лет!

Слева на снимке вдова В.Н. Дава Альбина Дмитриевна Серебрицкая

А еще о «одержимости» мончегорцев камнями создан фильм «Камни радости». Его снял Владимир Дав младший. Киноленту показал «Пятый канал» в проекте «Письма из провинции». Среди героев фильма – Эльвира Николаевна.

Момент съемок киноленты «Камни радости»

Водите детей по музеям

В 1990-х, уже будучи на пенсии, собеседница Kn51.ru вела кружок «Юные геологи» от Дворца пионеров. Базировался он в здании школы №14.

— Я возила детей на олимпиады, у нас проходили интересные экспедиции в Калининград. Там мы тропу Канта оформляли. На Белое море ездили за глендонитами. Тогда даже и не подозревали, что ищем уникальные камни.

При посещении Ленинграда Эльвира Николаевна отвела детей в Эрмитаж.

— В зале с работами французских экспрессионистов мы рассматривали «Танец» Анти Матисса. Потом одна из девочек поступила в Мухинку и сделала большой батик по этой картине. Понимаете? Детей надо с малых лет водить по музеям. Тогда что-то в них закладывается и впоследствии обязательно прорастает.

Эльвира Кожевникова в поездке по Белому морю

Любовь к истории

Сейчас наша героиня живет в Ленинградской области, не теряя связи со старыми друзьями. В том числе с участниками Клуба любителей истории Мончегорска (КЛИМ).

 Некогда Эльвира Николаевна этот клуб даже возглавляла. Она посвятила много времени исследованию жизни и деятельности советского геолога Владимира Климентьевича Котульского, чье имя носит небольшая и уютная мончегорская улица. Работала серьезно: ездила в Санкт-Петербург во Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского. Выискивала информацию в его архивах, библиотеке и музее. Благодаря ее работе, имя В.К. Котульского мончегорцами не забыто: на одном из домов появилась памятная табличка, посвященная Владимиру Климентьевичу.

Открытие памятной доски в честь Владимира Климентьевича Котульского

Бонусом к исследованиям стал любопытный подарок от вдовы Владимира Климентьевича Котульского.

— Она прислала фотоальбом Анатолию Александровичу Новичкову — тогдашнему директору музея истории Мончегорска (он же был редактором газеты «Мончегорский рабочий»). В альбоме мы наткнулись на фотографию, где запечатлен автомобиль «эмка» («Газ – М»), а за рулем — мой отец — Николай Васильевич Кожевников. Он работал водителем у первого начальника управления комбината «Североникель» Николая Николаевича Воронцова.

За рулем «эмки» — Николай Васильевич Кожевников

***

О том, как семья Эльвиры Николаевны оказалась в Мончегорске, а также об увлечениях рассказчицы, читайте в следующем материале. Следите за обновлениями Kn51.ru.

Лана КАЛИНИНА. Фото из архива Эльвиры Николаевны КОЖЕВНИКОВОЙ