Изучать обитателей Арктики ученых пригласил «Норникель»
Ученые провели учет птиц и морских млекопитающих в Западном секторе Севморпути. Исследования проведены по заказу и при поддержке «Норникеля».
На пять дней своеобразной орнитологической вышкой стал капитанский мостик одного из арктических контейнеровозов компании. Во время всего пути (это 2 тысячи километров, отделяющих Дудинку от Мурманска) на нем дежурили ученые Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук. Меняя друг друга каждые 6 часов, они вели наблюдения за природой Арктики.
— Были моменты, когда птиц мало, редко встречались. Тогда, конечно, скучновато. Начинала чувствоваться усталость. А если птиц больше, интерес появлялся, время летело быстро, — улыбается старший лаборант Евгений Ходукин.
Капитанский мостик для наблюдений орнитологи выбрали не случайно. У арктических контейнеровозов «Норникеля» он двойной — обзор практически на 360 градусов. Помещение просторное, можно вести мониторинг, не мешая работе экипажа.
— Присутствие сторонних людей, которые занимаются другой интересной работой добавило нам общения. Мы много чего для себя почерпнули, — делится капитан Николай Шибаев. – Честно говоря, даже не думал, что по пути следования столько жизни вокруг нас. Мы тоже старались помогать, обращали внимание ученых, если замечали что-то. Было интересно. Не специалисту трудно зачастую отличить чаек разных видов. А бывает и наоборот – птицы выглядят по-разному, а вид, оказывается, один, — делится капитан Николай Шибаев.
— Молодые чайки имеют более пестрый окрас. А с годами становятся все светлее и светлее, — поясняет Евгений Ходукин.
В двух местах маршрута – в устье Енисея и на входе в Печорское море исследователи встретили лед и животных на нем. Птиц по пути насчитали 27 видов, млекопитающих — 4.
— Млекопитающие – это белуха. Там, где льды встречалась, — нерпа. Малого полосатика видели в Баренцевом море и морскую свинью (это дельфин), — рассказывает Игорь Чупин, старший научный сотрудник Института систематики и экологии животных Сибирского отделения Российской академии наук.
Детально проанализировать результаты наблюдений ученым еще предстоит. Предварительная оценка: в этот раз зарегистрировать удалось примерно 70 процентов того, что потенциально могли увидеть.
— Млекопитающие довольно сложно определяются, тем более китообразные, на большом расстоянии. Поэтому видов, может быть, было и больше. Но если мы кита не определяли, писали: «Крупный кит, не определен», — уточняет Игорь Чупин.
Главным инструментом исследователей был бинокль с двенадцатикратным увеличением. Встречи с обитателями Арктики фиксировали на фотоаппарат.
Если морские млекопитающие старались держаться от контейнеровоза подальше, то птицы, напротив, использовали судно как бесплатный транспорт.
— С нами на палубе от Печорского моря и почти до конца ехали 300 моевок. Они сидели, поднимались, отлетали, но потом возвращались. Было несколько крупных птиц – морская большая и серебристая чайки. Они тоже постоянно держались рядом. Судно привлекает птиц. Возможно, такое поведение сформировано рыболовецкими траулерами, на которых чайки находят подкормку, — рассуждает Игорь Чупин.
Еще раз тем же маршрутом ученые пройдут осенью. Другое время года даст другую картину наблюдений. А анализ полученных в экспедиции данных станет частью общего отчета о биоразнообразии, который Сибирское отделение Российской академии наук подготовит для «Норникеля» по итогам полевого сезона на Таймыре и Кольской полуострове.