Banner
Banner
24 апреля 15:14
  • $ 93.29
  • € 99.56
Компания, Производство
07 ноября 2022 10:23

Импортозамещение в действии: для электровозов рудника «Северный» нашли отечественные запчасти

В условиях дефицита импортных комплектующих для оборудования и техники в Кольской ГМК разрабатывают инженерные решения с применением российских аналогов.

Нашлась альтернатива

Хороший пример адаптации отечественного оборудования в технике зарубежного производства продемонстрировали на руднике «Северный» Кольской ГМК. Шахтные электровозы марки ЕЕ-120, производства «Lentimex spol.S» (Словакия), прошли капремонт, а все новые запчасти и комплектующие нашлись в России.

На руднике «Северный» для откатки добытой горной массы используют 10 шахтных электровозов ЕЕ-120: четыре на горизонте «минус 320» и шесть на отметке «минус 440». Они верой и правдой служат горнякам с 2008 года и хорошо себя зарекомендовали.

— В 2006 году мы внедрили систему откатки с донной разгрузкой MTI Канада, обладающую высокой производительностью, позволяющая производить загрузку состава из 14 вагонеток ВДР-5,3 за 2,5 минуты, а разгрузку — менее чем за 2 минуты.  Это вагонетка и станция донной разгрузки, а также погрузочные комплексы. На тот момент в «Норникеле» ни у кого не было такой откатки и ни один рудник таких объемов не выдавал, — рассказал Kn51.ru заместитель директора рудника «Северный» Феликс Елканов. — Применение вагонов с донной разгрузкой позволило нам выйти на производительность более 6 млн тонн руды в год. Для их перемещения мы используем электровозы словацкого производства. К ним тоже не сразу пришли: пробовали и канадские электровозы MTI, и два спаренных марки К-14, выпускаемых в России, – не пошло. Потому что загрузка должна быть плавной, однолинейной, и такой же — разгрузка. А электровозы ЕЕ-120 нашли в Яковлевском ГОКе. Они полностью подошли под наши условия. Заказали такие и с 2008 года эксплуатируем.

Шахтный электровоз – техника серьезная и, как любая сложная машина, требует ухода и ремонта.

— В 2019 мы сформировали программу капитальных капитализированных ремонтов по электровозному парку. Успешно реализовывали ее до 2022 года — до тех пор, пока поставщик запчастей из Словакии не уведомил, что прекращает поставку комплектующих запчастей, — отметил в разговоре с Kn51.ru главный энергетик Кольской ГМК Михаил Мартынов. — Вместе со специалистами рудника «Северный» мы нашли альтернативный вариант, воспользовавшись положительным опытом коллег из Кировска. Взяв курс на ипортозамещение, занялись перевооружением электровозов. Нашли несколько российских производителей оборудования с наиболее привлекательными для нас условиями — это ценообразование и референс-лист, то есть надежность оборудования. Выбрали санкт-петербургскую компанию, которая специализируется на модернизации рудничных электровозов.

Доступнее и надежнее

— Прорабатывать вопрос начали сразу, как стало известно, что не законтрактована потребность МТР на 2022 год. Обратились к коллегам в Яковлевский рудник и соседний с ним комбинат «КМАруда», где исторически работают такие электровозы. Там посоветовали обратиться в санкт-петербургскую фирму. Ее специалисты могут обновить, поменять начинку электровоза, это их собственная разработка. Также выяснили, что она успешно применяется на Кировском руднике. Получается в разы дешевле и надежнее, — рассказал Феликс Елканов. — Мы съездили, пообщались с коллегами и после этого приняли решение.

В Кольской ГМК была заново сформирована программа капитализированных ремонтов шахтных электровозов. Оперативная работа по формированию новой программы стала возможной благодаря слаженной совместной работе специалистов рудника «Северный» и управления главного энергетика Кольской ГМК.

— Это один из ярких и эффективных примеров синергии в нашем деле, — отметил Михаил Мартынов.

  На данный момент капитально отремонтированы два электровоза, они с успехом прошли испытания и работают на откаточных горизонтах рудника. До конца года ожидается выход из ремонта третьего.

— В следующем году планируем еще три электровоза обновить. Скорректировали потребность 2023 года: не стали в план закупа вносить словацкие запчасти — решили за два года полностью перейти на отечественного производителя, что позволит достичь значительной экономии средств, затрачиваемых на поддержание электровозов, — отметил Феликс Елканов. — Не стали ждать разрешения ситуации с поставками из-за границы, оперативно нашли другой выход. Ведь выполнение производственной программы с нас никто не снимал, а для этого необходимо, чтобы основное оборудование было технически исправно состоянии, а не простаивало в ожидании запасных частей.

Игорь ПЕТРОВ

Фото из архива Kn51

 

Материалы по теме