Banner
Banner
20 апреля 07:32
  • $ 93.44
  • € 99.58
Компания, Мир новых возможностей
21 ноября 2022 17:51

IMAKE: как изобретать без последствий

Креативное мышление рождает изобретения, а эмпатия – диктует создавать их с учетом реальных потребностей человека. Мончегорские школьники шестых-одиннадцатых классов обучались приносить пользу своими идеями на двухдневном интенсиве инженерного марафона IMAKE.

Его проводит компания «Норникель» в городах, где работают ее предприятия. Накануне, такой же интенсив завершился в Печенгском районе для детей Никеля и Заполярного.

IMAKE – это свобода мысли и действий

Чтобы влиться в марафон, дети в течение года участвуют в его событиях, которые завершает конкурс среди юных изобретателей. Предваряют сезон десанты IMAKЕ и отбор заявок. Состоявшийся двухдневный интенсив собрал тех, кто прошел первый этап.   

В первый день интенсива ребята наслаждались свободой и действий, и мысли. Дома им вряд ли позволили бы разобрать на детали ламповый телевизор, микроволновку, принтер, факс…  Они преследовали простую задачу: понять, как устройства работают. В этом процессе школьникам помогали кураторы. А во второй части юным инженерам предложили своеобразный мозговой штурм: из различных бытовых предметов им следовало создать нечто новое, но только абсолютно не связанное с функциями, которые те предметы несли. К примеру, если задействовалась щетка, то изобретение не должно было использоваться в уборке.

Перед тем как начать штурм ребята посмотрели презентацию о чиндогу – искусстве ненужных изобретений. Им рассказали, что изобретатель работает для того, чтобы приносить пользу. О важности логического мышления, которое позволяет осознавать нужность изобретения, и о не менее необходимом качестве – эмпатии. Оно позволяет думать, как пользователь; понимать, что он будет с изобретением делать и как при этом себя чувствовать. Но главное – не возникнет ли негативных последствий после внедрения такого изобретения. Мальчишки и девчонки пробежались по типам мышления, которые используют изобретатели, и узнали, что изобретатель – это немножко ученый, фантаст, человек с сумасшедшими идеями, которые он должен превратить в реальное устройство.

«Старички» думают быстрее и говорят правильные вещи

— Во второй день участники интенсива работали над созданием чего-то принципиально нового из деталей, что получили накануне. Необязательно устройство должно было заработать, важно — суметь объяснить, как оно это будет делать, — рассказала Kn51.ru разработчик программ для IMAKE Оксана Лысенко. — Здесь дети проходят теорию, потом переходя к практике, и это рабочий инструмент. Каждый раз мы что-то модифицируем, пытаемся что-то новое сделать.

Уровень технических знаний участников разный.

— Одни занимаются робототехникой или в школах юных техников и уже много понимают; другие с папой, условно, разбирали принтер, а есть те, кто, как чистый лист, но с креативным взглядом на мир и множеством идей. И мы хотим, чтобы они проявились в этом направлении, — добавила Оксана Лысенко. — Сегодня у нас есть ребята с прошлого потока — опытные.  А большая часть – новенькие, которые зашли после проведенных десантов, когда проводилась отборочная компания. Относительно прошлых лет, ребят стало намного больше. Опытные мейкеры, кстати, так повзрослели за эти полгода: у них измелилось мышление. Я нарадоваться не могу. Правильные вещи говорят и думают быстрее. Считаю, эта программа IMAKE очень полезная. Понимаю, что не все дети станут изобретателями, но мы с ними работаем над тем, чтобы их мозг думал по-другому, стал гибче.

Зачем нужно левитирующее мыло?

С самого основания IMAKE обучает детей изобретать и развиваться педагог дополнительного образования Михаил Головин. Он называет детский мозг «безрамочным».

— Он очень отличается от взрослого, очень гибкий, с ним можно воображариум включать на максимум. Он может выдать такое, на что взрослый бы среагировал: «Так невозможно сделать!» и сразу бы отметал варианты. Дети не знают, как «нельзя». Те, кто с нами уже год или два, делают заметные скачки в направлении изобретательства, потому что у каждого из них есть фундамент. Им помогает ТРИЗ (теория решения изобретательской задачи). Мы даем им лучик в направлении изобретательства, и дети придумывают необычное. Например, левитирующее мыло. Внутри него магнит, чтобы левитировало над мыльницей. Это, во-первых, эстетически красиво выглядит, во-вторых, не раскисает. Ребята выдают много идей, а мы помогаем им. Когда они занимаются изобретательством, которое называется «Пылефон», они берут известные устройства, которые уже могли видеть дома или где-то еще, и пытаются их соединить друг с другом.

Мозги кипят

На первый взгляд столы площадки интенсива IMAKE были заставлены различным хламом. Только сосредоточенные лица детей, рассматривающих микросхемы и другие детали разобранных устройств, заставляли верить: в их руках будущее. И пусть сегодня они придумывают что-то не совсем серьезное, кто знает, как разовьются их идеи в дальнейшем…

— Мы делаем телевизор с будильником. Когда он считывает время, на которое заведен, издает бесящий звук, — улыбается Артем Ивлев (12 лет). – Почему именно телик? Многие утром любят посидеть перед телевизором, могут уснуть. А на экран автоматически выводится оповещение, что пора идти на работу. В течение минуты будильник не выключается. Если человек не среагировал на оповещение, то телевизор подает маленькую струйку теплой воды в человека, чтобы он проснулся.

— Наш проект называется «Галактический кинотеатр», — рассказал Георгий Цвырко (12 лет). — По проекту, лучи, которые должны выходить из телевизора, попадают на водяную пыль. Смысл в том, чтобы брать пылинки и влагу, которая в воздухе, преломлять лучи, что идут от телевизора и получать из этого картинку. Это будет экономить место. Проект направлен на аудитории в жарких странах: чтобы одновременно смотреть фильм и увлажнять свою квартиру. Он не сработает там, где очень влажно, например, в Мончегорске.

Завершился интенсив игрой «Спасатели будущего». По легенде, земляне, разрушившие свой дом, оказались на других пяти принципиально разных планетах. На каждой царствует особенный мир с уже существующими экологическими проблемами.

— Ребята изучают потенциальные угрозы, чтобы предотвратить катастрофу. Они должны решить проблемы, которые им подстраивает планета, и потребности, что возникли у них в первую очередь, — объяснила Оксана Лысенко. — В результате игры появилось 15 интересных, весьма неожиданных, решений. Ребята хитро закрывали проблемы своих миров, используя ресурсы, которые есть на планете. Мозги работают. Кипят!

Лана КАЛИНИНА. Фото Артема СЕНЧЕНКОВА и Ланы КАЛИНИНОЙ

 

Материалы по теме