Banner
Banner
19 апреля 07:18
  • $ 94.09
  • € 100.53
События и факты
18 января 2023 17:44

Браконьеры и горбуша сокращают количество семги в водоемах Мурманской области

Тенденция к уменьшению популяции практически на всех наших реках идет уже больше десяти лет. И с каждым годом атлантического лосося заходит все меньше и меньше.

Об этом сообщил начальник отдела по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов Мурманского филиала ФГБУ «Главрыбвод» Константин Гапоник.

Семги становится меньше

Организация ежегодно ведет подсчет количества семги на рыбоучетных заграждениях, которые расположены на реках Кола, Тулома и Умба. Везде рыбы становится меньше, сообщает Мурманский вестник.

— Возьмем за основу самую знаменитую семужью реку — Колу. К ней всегда было особое внимание. Так вот, в прошлом году численность семги в Коле приблизилась к сохраняющему минимуму. То есть, если ее количество там еще больше уменьшится, это приведет к полному исчезновению семги в этой реке. Популяция уже не сможет самовоспроизводиться естественным путем, так как число особей будет ничтожно мало, — отметил Константин Гапоник.

Точные цифры, сколько рыбы осталось в реке, привести сложно, но, по данным, поступавшим с рыбоучетных пунктов в прошлом году, за десять минувших лет численность уменьшилась более чем в 20 раз.

Такая же ситуация на Титовке, Уре и других малых реках, схожая — на юге Кольского полуострова, на беломорских речках. Там семга помельче, но количество ее больше. Было когда-то. Сегодня в малых речках Терского и Кандалакшского берегов ее вычерпали сетями браконьеры. Как рассказал Константин Гапоник, в самой Умбе ситуация не лучше:

— Умба лет десять уже находится в угнетенном состоянии, рыбы там практически нет. На Умбском рыбоводном заводе уже столкнулись с такой проблемой, что просто невозможно летом выловить подходящих крупных и здоровых особей, чтобы собрать икру для выращивания мальков. Их просто нет в реке.

Формула браконьерства

В чем же причины уменьшения запасов лосося? Одна из них — болезнь, которая вот уже несколько лет выкашивает рыбье стадо в наших заполярных речках. Но это не главное. Больше всего популяция страдает от чрезмерного вылова. Специалисты называют этот процесс «ННН». Такова, своего рода, формула браконьерства. Первая «Н» — неучтенная рыбалка, когда семгу ловят втихую, без лицензии и никто об этом не знает. Вторая «Н» — незарегистрированная: берет рыбак лицензию на одну рыбу, а сам потихоньку вылавливает две, три и больше. И третья «Н» — незаконная, собственно браконьерский лов — сетями и в огромном количестве. Сегодня, примерно на каждую выловленную по лицензии рыбину приходится две добытых незаконными способами.

Доказательством того, что красной рыбы стало меньше, является и цена на нее. Если еще три года назад семгу в селах Терского берега можно было купить по 700 рублей за кило, сейчас ее продают из-под полы уже по полторы тысячи.

Возникает вопрос: «Что делать? Может быть, вообще запретить лов семги и дожидаться, когда ее запасы восстановятся?». В мурманском «Главрыбводе» считают, что это бессмысленно. Ну, запретим мы, а кто контролировать будет? В организации убеждены, что необходимо как можно быстрее увеличить численность инспекторов рыбоохраны. И не на два-три человека, а как минимум в три раза.

Раньше охраной заполярных рек занимался «Мурманрыбвод», в этой организации работали 150 инспекторов, плюс было около ста внештатных сотрудников, которые помогали бороться с браконьерами. Но в 2006 году в столичных кабинетах решили эти полномочия отдать отдельной структуре. Сейчас это инспекция рыбоохраны Североморского территориального управления Росрыболовства.

— Сегодня всего около 40 инспекторов охраняют 110 тысяч различных водоемов, расположенных в Мурманской области, из них почти сто лососевых рек и ручьев. Ни мы, ни местные власти, ни ЧОПы или какие-нибудь «общественники» ловить нарушителей на реках, составлять протоколы, выписывать административные штрафы не уполномочены. Полиция должна охранять людей в городах и поселках, а не рыбу в реках. В результате — такой браконьерский пресс, — сказал Константин Гапоник, отмечая, что единственный выход — увеличивать число инспекторов рыбоохраны. Иначе останемся совсем без семги. Все остальные меры являются или второстепенными, или вообще не имеют смысла без решения главного вопроса — увеличения численности инспекции рыбоохраны.

Семгу вытесняет горбуша?

Совсем другая проблема — горбуша. Тоже красная рыбка, сестра семги по лососевому семейству. Ее завезли в наши речки полвека назад, и теперь она настолько хорошо обосновалась здесь, что уже начинает вытеснять аборигенную семгу. Хотя среди рыбоводов нет единого мнения, настолько ли серьезную угрозу несет горбуша, разрушает ли места семужьего нереста, бьет ли молодь. Но вот местные жители, рыбаки утверждают, что эта рыба более агрессивна и по наносимому вреду вполне может посоперничать с браконьерами.

Дело в том, что атлантический лосось имеет строгую привычку заходить именно в те реки, в которых появился из икринки. Каждую весну возвращается в родные воды на нерест. А по осени отправляется нагуливать жирок в море. Что же касается горбуши, у нее этого инстинкта нет, ей все равно, в какую речку заходить, лишь бы вода была пресной. Вот и прет она косяками — и в Умбу с Варзугой, и в малые речки и ручьи, даже до истоков доходит и заселяется в озерах. Заходит раз в два года, по нечетным. В позапрошлом году ее вылавливали уже и в реках Мурманского берега. Даже норвежцы забили тревогу, когда стали вылавливать горбушу у себя, опасаясь за семужье стадо.

А уж сколько ее было на Белом море! Хоть руками лови. Дошло до того, что рыбаки брали только икру, сами же рыбьи тушки просто выбрасывали. А уж что было осенью, не описать. Ведь, отнерестившись, горбуша не уходит обратно в море, по своим природным законам она гибнет в реке, чтобы вылупившимся малькам по весне было чем питаться. И в октябре прошлого года берега беломорских рек были завалены останками дохлой рыбы. До самых морозов стоял невыносимый запах гнили.

По весне горбуша зайдет в наши реки. Местные жители убеждены, что единственный выход — полностью снять запрет на ее лов. Ведь сегодня эта рыба по-прежнему считается ценной, и чтобы ее поймать, надо приобрести лицензию у арендатора-пользователя рыболовного участка. В позапрошлом году им был совхоз «Всходы коммунизма», и стоила лицензия 2 тысячи рублей за двадцать хвостов. Кроме того, существует квота, больше которой выловить нельзя…

Некоторые предлагают разрешить добычу горбуши всем и сколько угодно, учитывая, что она конкурент семги и популяция растет серьезными темпами. 

— Но где гарантия того, что пришедший за горбушей рыбак, вытащив семгу, выпустит ее, а не заберет? Нет такой гарантии. Я думаю, что свободный, без лицензий, лов горбуши приведет к еще большему хищническому истреблению семги, — подчеркивает Константин Гапоник.

О проблеме грядущего нашествия горбуши говорили и на предновогодней пресс-конференции губернатора. Андрей Чибис отметил, что знает об этом, ее решением уже занимается региональное министерство природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства.

Во-первых, как сообщил глава региона, в этом году квота на вылов горбуши будет увеличена. Кроме того, будут приняты меры в отношении рыбаков, которые добывают горбушу в Умбе, чистят, а отходы выбрасывают на берег.

— На время хода горбуши усилят группировку инспекторов, в том числе по контролю за тем, как соблюдается законодательство. С одной стороны, надо больше рыбы изъять, а с другой — не допускать этих безобразий. Мы к этому готовимся заранее, — сказал губернатор, добавив, что охраной будут заниматься сотрудники правоохранительных органов, Росрыболовства и инспекторы регионального минприроды. На оборудование и лодки выделят дополнительные деньги.

Любительский лов – только по лицензии

Удастся ли решить проблемы минувших лет, увидим совсем скоро. Пока ясно, что любительский лов будет, как и прежде, разрешен только по лицензиям и только на реках, у которых есть арендатор. Цена разрешения будет зависеть от того, как арендатору вздумается продавать в розницу выделенную квоту. На «ничьих» реках ловить нельзя, потому что там никто не имеет права выдавать лицензии. Так написано в федеральных законах и правилах. А исправить их ох как непросто.

До начала нового рыболовного сезона времени осталось немного, уже в апреле семга и горбуша начнут заходить в реки Баренцева и Белого морей.

Фото из архива Kn51

 

Материалы по теме