Banner
Banner
19 марта 08:05
  • $ 91.98
  • € 100.24
Компания
23 января 2023 14:13

Владимир Потанин: «"Норникель" развивается и будет развиваться»

Крупнейший акционер «Норникеля» Владимир Потанин рассказал в интервью РБК о влиянии западных санкций на бизнес компании.

Меняются логистика и инвестпрограммы

После начала военной операции России на Украине против большинства крупных российских бизнесменов введены западные санкции. В июне 2022 года крупнейший совладелец и глава «Норникеля» Владимир Потанин попал под санкции Великобритании как контролирующий собственник «Росбанка». 15 декабря Минфин США ввел санкции против Потанина и членов его семьи. В список SDN, предполагающий блокировку долларовых активов и операций, также попали принадлежащие бизнесмену холдинг «Интеррос» и «Росбанк», напоминает РБК.

— Сейчас идет процесс разрушения правил, — говорит Владимир Потанин. — Такая ситуация является стрессовой для страны в целом, людей, экономики и системы. Но система оказалась на удивление устойчивой к такому воздействию.

Отметив, что санкции деструктивны, глава «Норникеля» рассказал о связанных с ними изменениях в компании. Эти изменения касаются в первую очередь перестройки инвестпрограмм и логистических процессов.

— В производственном плане поменялись логистические цепочки, разрушились системы расчетов и со всеми вытекающими отсюда последствиями. Например, в «Норильском никеле» сильно вырос оборотный капитал из-за замедления всех этих процессов и их усложнения. Многие проекты отодвигаются, как сейчас принято говорить, вправо. В основном это происходит из-за того, что есть необходимость в перепроектировании, в поисках нового оборудования, в котором нам отказывают наши… язык не поворачивается назвать их партнерами. Это, конечно, приводит к тому, что планы и стратегия корректируются, — рассказал Владимир Потанин. — Мы, естественно, находим выходы из этой ситуации. Логистические цепочки перестраиваем на более дружественные страны. Прежде всего, на Китай, Турцию, Марокко и другие арабские страны. Поэтому на жизнедеятельности компании, на ее выживаемости это не сказывается впрямую, но, конечно, ограничивает ее возможности, в том числе, финансовые и по освоению тех рынков, на которых она традиционно была. Удерживать их сложнее, а новые завоевывать дорого. Этим всем приходится заниматься.

Глава «Норникеля» считает, что Россия вступила в такой период, когда надо научиться с этими сложностями жить, работая над тем, чтобы их преодолевать:

— Мы как отдельно взятая компания и как страна должны [остаться] в хорошей форме и просто выжить этот период и добраться до того берега, на котором потом будем строить новые правила взаимоотношения со всеми другими странами и между собой.

Как отметил Владимир Потанин, «надо развивать инвестиционный климат и замещать одни инвестиции другими — отечественными и из дружественных стран».

Программу роста в «Норникеле» не отменяют

Несмотря на то, что некоторые планы приходится сдвигать, «Норникель», как подчеркнул глава компании, «развивается и будет развиваться». В компании не отменяют программу роста. Ее реализация может сопровождаться ростом энергопотребления, и в связи с этим рассматривается возможность строительства в Норильске АЭС малой мощности.

— Понадобится больше электричества. Тепла в Норильском промышленном районе производится достаточно, даже с избытком, нужно именно электричество, — отметил Владимир Потанин. — ТЭЦ, [которые там работают], как известно, производят и тепло, и энергию. Мы хотели заменить турбины на такие, которые производят больше электричества, меньше пара. Но наши, так сказать, тогда еще партнеры американские и немецкие нам отказали в этом. Мы нашли выход — сейчас работаем совместно с «Росатомом» над проектом установки там мини-ядерных реакторов наземного или, возможно, наводного базирования, которые за горизонтом 2030 года нам обеспечат, как раз, большую долю производства электроэнергии по отношению к тепловой энергии, — рассказывает Владимир Потанин. По его словам, это не только позволит «Норникелю» найти замену импортному оборудованию, но и помочь «Росатому» развивать применение АЭС малой мощности на промышленных предприятиях, собирая заказы таких якорных инвесторов, как «Норникель», якутские алмазодобывающие компании и другие.

Бизнес объединяется, решая IT-задачи

Владимир Потанин напомнил, что в России собственное программное обеспечение составляет около 20%, остальное приходится заимствовать у других стран, сообщает РБК. Сейчас предстоит ликвидировать этот разрыв.

— Программное обеспечение в значительной степени сейчас под ударом и в дефиците как по железу, так и по софту. Идет работа над восстановлением этих позиций. Мы, вся страна, пошли по хорошему пути: образуем консорциум единообразных заказчиков, которые выступают якорными инвесторами, якорными заказчиками такого рода продукта, — подчеркнул президент компании «Норникель».

По его словам, российский бизнес объединяет усилия, решая вопросы создания нового программного продукта не для одной компании а такого, который мог бы транслироваться на отраслевом и межотраслевом уровне. Интеграторами такого рода систем могут выступать IT-компании.

— Нужно искать союзников и нужно искать рынки, на которых эту продукцию интеллектуальную продвигать, потому что наш рынок недостаточно емкий для того, чтобы окупить все эти разработки только на нашем рынке, — считает Владимир Потанин. — Кроме того, мы же знаем, что современные IT-технологии предусматривают обмен информацией: чем больше ты получаешь информации от своих внедрений, тем лучше совершенствуешь свои собственные алгоритмы. Поэтому здесь важно не только продать свои разработки, но и получить обратную связь, чтобы их дальше усовершенствовать. Здесь нужны союзники, новые рынки, где, как я уже говорил, есть точка приложения совместных усилий правительства и бизнес-структур.

Подробнее: РБК

Фото: пресс-служба компании «Норникель»

 

Материалы по теме