Banner
Banner
24 апреля 22:05
  • $ 92.51
  • € 98.91
Безопасность труда, Компания, Производство
03 февраля 2023 10:24

В Кольской ГМК совершенствуют систему «Антинаезд»

Планируется, что ее обновленную версию введут в эксплуатацию на руднике «Северный» в 2024 году. Это повысит эффективность предотвращения столкновений техники и наездов на горнорабочих.

Для предупреждения потенциальных аварий

В компании продолжают повышать уровень охраны труда с помощью передовых технологий и уникальных решений. С 2021 года специалисты Кольской ГМК работают над совершенствованием системы предотвращения столкновений «Антинаезд», позволяющей избежать потенциальных аварий. Благодаря ей водитель подземного транспорта заблаговременно получает информацию о том, что на пути следования или в месте производства работ находятся люди или техника. Кроме того, данные о том, что происходит под землей передаются диспетчеру.

— Ранняя версия системы обладает рядом недостатков, которые мы сейчас устраняем с разработчиком – научно-внедренческим исследовательским центром «Радиус». Совместными усилиями специалистов рудника, службы охраны труда и управления автоматизации мы сформировали порядка 20 ключевых замечаний, консолидировали их и направили на доработку. Их техническая реализация у разработчика заняла почти год, — рассказал Kn51.ru начальник отдела организации ремонтов управления автоматизации Кольской ГМК Сергей Гребелкин.

Подсистема «Антинаезд» встроена в систему позиционирования рабочих и техники. Главное отличие усовершенствованной версии — способность отличать персонал от машин с учетом расстояния и множества объектов. Идентифицировать человека вплоть до фамилии и профессии позволяет специальный чип, находящийся в шахтном головном светильнике – работать с ними обязывают правила техники безопасности. Без индивидуального фонаря в рудник не может попасть ни один человек. Также обновленная подсистема «Антинаезд» может сообщать о количестве людей и виде автотранспорта, находящихся в разных рабочих зонах производства подземных работ.

— Система также сигнализирует водителю транспортного средства о том, что в зоне действия его техники находится еще какая-то другая техника или человек с указанием конкретной фамилии и профессии работника, — уточняет Сергей Гребелкин.

— Ныне существующая система представляет собой блок, установленный во внутришахтной технике. Он достаточно простой, с двумя светодиодами. О том, что в районе переднего или заднего борта находится человек или другая техника, оповещает морганием. Обновленная система включит в себя как звуковое, так и визуальное оповещение. Информация отразится на экране установленного планшетного компьютера. При этом по типу парктроника будет выделено три зоны – зеленая, желтая и красная, — отмечает начальник отдела автоматизации рудника «Северный» Андрей Антонов.

Красная зона – самая опасная. Когда в ней окажутся человек или техника, программа отреагирует и включит дополнительную сигнализацию на дисплее водителя, а также проинформирует громким звуковым сигналом.

Кроме того, решен вопрос с позиционированием водителя, который находится в кабине машины. В ранней версии системы сигнализация в таком случае работала бы без умолку. Новый «Антинаезд» отреагирует на водителя тогда, когда он покинет технику, — система начнет сообщать о том, что движение запрещено.

— Еще одним новшеством станет регистрация водителя в системе перед сменой. Только после ввода данных – индивидуального табельного номера или фамилии, имени, отчества — он сможет начать свою работу. Таким образом техника будет закреплена за определенным водителем. Это позволит программе составлять послесменные аналитические отчеты и передавать их посредством подземной сети Wi-Fi на поверхность, — рассказал Kn51.ru Андрей Антонов.

Сотни миллионов рублей на обеспечение безопасности

Модернизированная система «Антинаезд» выдаст более развернутую информацию и диспетчеру. Он может, как офлайн, так и онлайн в любое время выгрузить аналитические отчеты и узнать, например, с каким количеством людей и где встречалась та или иная техника.

— Еще один плюс – размеры: устройство стало компактнее, а антенны укоротились в два раза, — рассказал Андрей Антонов.

Также в числе преимуществ то, что компания «Радиус» не создает новую, а улучшает существующую систему. Оттого исключается период адаптации персонала, когда существует повышенная опасность несчастных случаев.

— Ряд решений реализован эксклюзивно для Кольской ГМК. Подземные условия рудника достаточно тяжелые в виду ограниченного пространства, высокой запыленности, местами недостаточного освещения. Все это повышает вероятность внезапного развития ситуации, а наша система эти риски нивелирует, — подчеркнул Сергей Гребелкин. — Своим решением мы устраняем всевозможные технические прецеденты и предпосылки к несчастным случаям. Однако при этом мы, конечно, не можем исключить человеческий фактор.

В Кольской ГМК предполагают внедрить в эксплуатацию обновленную систему «Антинаезд» в 2024 году. В планах – оснащение всего парка подземной техники рудника «Северный» и каждого сотрудника. На эти цели компания потратит сотни миллионов рублей. Сейчас система «Антинаезд» на заключительной стадии проектных доработок. В настоящее время проведено тестирование одного комплекта – успешно.

—  По результатам опытного испытания одного экземпляра руководители рудника и технические специалисты, также специалисты службы охраны труда подтвердили необходимость и востребованность данной системы, — поделился Сергей Гребелкин.

— Лично спускались в шахту для тестирования вместе с представителями компании «Радиус». Получили положительные результаты. Отметили, что устройство более удобно для водителя. Проверили сигнализацию – и визуальную, и звуковую, все соответствует нашим техническим требованиям, — добавил Андрей Антонов.

Теперь предстоит провести опытно-промышленную эксплуатацию системы в комплексе – в связке нескольких людей и разных единиц техники.

— Подобные испытания у нас запланированы на второй квартал 2023 года. Только после этого можно будет сказать: «Да, система работает» и приступить к этапу закупки. Нам понадобится время, чтобы определить финансирование, а производителю — наладить производство, — отметил Сергей Гребелкин.

Трансформация «Антинаезда» 

Система «Антинаезд» еще в процессе модернизации, а у сотрудников КГМК и разработчиков уже есть задумки, как ее можно будет усовершенствовать в ближайшем будущем.

 — Будем прорабатывать с производителем оборудования возможность блокировки техники при сближении с человеком. Если в красной зоне окажется персонал, то автоматически подается сигнал блокировки. В первом приближении модернизации системы мы это не сделаем, но такую возможность рассматриваем, — рассказал Андрей Антонов.

— В 2024 году мы планируем оборудовать системой «Антинаезд» шахтно-доставочную технику. Обновленная система разрабатывается для рудника «Северный». Для поверхности система «Антинаезд» содержит избыточный функционал, однако ключевые технические решения и операционные работы можно использовать, — отмечает Сергей Гребелкин. – Всем известно, что у компании есть ряд перспективных направлений деятельности в сторону «безлюдного» рудника. Такой проект уже реализуется в «Норникеле». Соответственно тогда наша система будет не нужна или она трансформируется в иное, когда машина будет взаимодействовать с машиной. Ведь сейчас у нас уже работает техника, управляемая человеком только с поверхности.

Руслана СТЕГУРА

 

Материалы по теме