Banner
Banner
20 апреля 03:58
  • $ 93.44
  • € 99.58
Экология
03 июня 2016 05:56

Какова причина гибели тюленей на Белом море?

После информации об обнаруженных на побережье Белого моря восьми мертвых тюленях в Мурманской области заговорили о якобы надвигающейся экологической катастрофе.

О причинах этого «экологического происшествия», факторах риска для региональной экологии, а также о том, какие последствия могут ждать Арктику в преддверии Всемирного дня окружающей среды корреспонденту «АиФ на Мурмане» рассказал Владимир Алексеевич Маслобоев, заместитель председателя Кольского научного центра РАН по научной и инновационной деятельности, директор Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

Ртуть «летит» из Европы

— Морских животных обнаружили неподалеку от мыса Веш Наволок на берегу Белого моря. Возможно ли, что причина смерти тюленей связана с экологией, как вы считаете, Владимир Алексеевич?

— На самом деле Белое море у нас достаточно чистое. Здесь можно говорить о природных явлениях, которые человеку не совсем понятны, но связывать с загрязнениями это никоим образом нельзя. Скорее всего, природа этого происшествия носит биологический характер. Считаю, что ничего аномального в произошедшем нет и подобные ситуации не станут массовыми.

— А если говорить о состоянии берегов Белого и Баренцева морей, оно вызывает у вас, как у эколога, опасения?

— Существует расхожее мнение, что в Мурманской области плохая экология. Это в корне неверно! Экология — это часть биологии, которая изучает закономерности эволюции на уровне популяции. Скорее, правильно бы было говорить о состоянии окружающей среды. А вот что касается нее, да, у нас есть очаговые загрязнения, в основном, они сконцентрированы вокруг крупных промышленных предприятий. Но если посмотреть на восточную часть региона, можно убедиться: она достаточно чистая.

  Владимир Алексеевич Маслобоев
   Владимир Маслобоев

Мурманская область, как вы знаете, целиком вошла в Арктическую зону. Если говорить обо всей Арктике вплоть до Северного полюса, то основная проблема в нашей уязвимости к глобальным загрязнениям окружающей среды. Арктика — это своего рода глобальный «холодильник», куда попадают различные атмосферные загрязнения и оседают на снеге и льде. Вот, к примеру, ртуть.

На территории Мурманской области нет источника, который бы выбрасывал в воздух ртуть. Она «прилетает» к нам из Европы и Азии и концентрируется в снеге, а когда он тает — переходит в растения и так далее. То же самое с кадмием (цинковая руда, — прим. ред.) и свинцом (из аккумуляторов, батареек, автотранспорта и так далее). А между тем, все это имеет долгоиграющие последствия.

Вы знакомы с проблемами оленеводства? Оказывается, внутренние органы оленей, выращенных на территории Республики Коми, Ямала, Архангельской области и даже в Мурманской области, не пригодны для употребления в пищу. К счастью, на Кольском полуострове ситуация немного лучше, поскольку оленей у нас забивают в достаточно молодом возрасте, они попросту не успевают «накопить» вредные вещества. А вот об оленьих субпродуктах из Республики Коми такого нельзя сказать, они небезопасны для здоровья. Все это говорит о том, что Арктика чувствительна не только к местным загрязнениям.

Грядет похолодание?

— Как вы считаете, дальнейшее развитие Арктической зоны скажется на экологическом состоянии нашего региона?

— Однозначно сказать нельзя. Если посмотреть на основополагающие для развития государства документы — Стратегию развития Арктической зоны РФ, Государственную программу социально-экономического развития АЗ РФ, мы увидим, что проблема сохранения текущего состояния окружающей среды стоит на первом месте. На самом деле сегодня существует масса различных технологий. Будет ли окружающая среда реагировать на антропогенное воздействие при всех этих условиях? Да, конечно, будет.

— Технологии, о которых вы говорите, действительно способны дать видимый эффект? Или это отражено только на бумаге?

ДОСЬЕ


Владимир Алексеевич Маслобоев.

Родился 29 мая 1949 года в поселке Маймакса Архангельской области. Окончил Московский государственный университет тонких химических технологий имени М. В. Ломоносова. Кандидат химических наук, доктор технических наук. На протяжении 15 лет является главой Института проблем промышленной экологии Севера КНЦ РАН.

— Знаете, как говорят: наилучшая экология — это хорошие технологии. Необходимо, чтобы у нас применялись специальные технологии, разработанные для Мурманской области и Арктики в целом, апробированные. Крупным корпорациям нельзя позволять зарабатывать во вред окружающей среде! Работать в Арктике, не нарушая сложившихся экосистем — единая задача общества, власти и бизнеса. С научной точки зрения, в скором времени мы будем входить в период длительного похолодания. Пока же все продолжают говорить о потеплении климата. Это, в том числе, сказывается и на сокращении площади арктических льдов. Многие ученые склоняются к тому, что деятельность человека в Арктике все-таки способствует этому потеплению, особенно за счет повышения парниковых газов в атмосфере, глобальных переносов из Азии, Европы и Америки черного углерода или «черной сажи», как его еще называют. Она оседает на льдах и их таяние ускоряется.

Экологические последствия арктического потепления могут трансформироваться и впоследствии приобретать социально-экономический характер. Вот, например, сокращение отопительного сезона – для коммунального хозяйства — несомненный плюс. Но одновременно мы видим, даже на примере нашего региона, что вслед за повышением среднегодовой температуры к нам «приближаются» вредители, скажем, те же энцефалитные клещи. Я уж не говорю о последствиях таяния вечной мерзлоты, которая простирается далеко на юг, вплоть до Байкала. А прибрежная зона – вся застроена на вечной мерзлоте. Поэтому вполне объяснимо, что глобальное потепление будет вызывать разрушение инфраструктуры.

И дело не в том, что Россия так плохо хозяйствует и это приводит к столь масштабным последствиям, нет. Это достаточно глобальная проблема, от которой страдает не только российская Арктика, она затронула и Канаду, и Аляску.

Датский пример

— Одной из самых наболевших экологических проблем в Мурманске остается угольная пыль. Общественники пытаются бороться с ней, но, как видите, результата это особо не приносит. Власти и вовсе говорят, что это бесполезно… Что же делать?

— На этот счет у меня есть любопытный пример. Датчане — большие молодцы — перешли на возобновляемые источники энергии, поскольку у них небольшая территория, все ветряные электростанции в Дании стоят на воде. Но мало кто догадывается, что за последние годы эта страна импортировала около 5 млн тонн угля из Южной Африки. Этот уголь сжигали на ТЭЦ, энергию использовали для выработки тепла и электричества. Но, что удивительно, приехав в Данию, вы не увидите ни одной трубы! А все потому, что там работают нормальные технологии очистки дымовых газов. Если говорить о выбросах угольной пыли при перегрузках угля, это вполне решаемо, и такие технологии имеются.

Существует проект строительства Мурманской ТЭЦ по серебрянскому направлению. Хорошо бы, если бы это было сделано по примеру Дании… Но вы же понимаете, все определяется деньгами. В стране с нормальной развивающейся экономикой, где есть воля руководства, определенная часть бюджетных средств непременно будет отведена на охрану окружающей среды. Только при этом условии можно найти экологический баланс.

В этом году во время первомайского шествия по центру Мурманска пронесли гроб с надписью «Угольная пыль». Таким образом активисты хотели привлечь внимание к наболевшей проблеме, которую власти пытаются «похоронить».

 

 

Материалы по теме