Banner
Banner
18 апреля 15:21
  • $ 94.32
  • € 100.28
Наши люди, Норникель 85
17 апреля 2020 15:13

Необыкновенный служащий уникального архива Кольской ГМК

О том, что происходило на заре становления комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» могут рассказать очевидцы. Только человеческая память избирательна: что-то да упустит. В отличие от архива, где хранятся документальные подтверждения фактов. Уважение к прошлому — одно из условий надежного будущего. В год 85-летия «Норникеля» очередной героиней рубрики Kn51 «Наши люди» стала одна из тех, кто бережет и «реанимирует» бумажную историю компании — мончегорка Валентина Николаевна Семенова.

Профессия реставратора документов почти уникальная. В Мурманской области такие специалисты трудятся только в Государственном областном архиве и один — Валентина Семенова — в архивном отделе департамента административного управления Кольской ГМК. Благодаря ее исключительному знанию реставрационного дела, восстановлена бумажная основа нескольких тысяч листов ветхих архивных документов.

Что ни делается, все — к лучшему

По окончании школы Валентине хотелось пойти учиться на медицинского работника, но по семейным обстоятельствам не получилось и, как показало время, те обстоятельства сыграли ей на руку. Призванием оказались вовсе не рецепты, капельницы и лекарства, а документы, их переплет и реставрация. Девушка устроилась в художественно-оформительский участок комбината «Североникель», который тогда относился к цеху автоматики и электроремонта.

— Работе меня обучала очень хороший человек и специалист — переплетчик документов — Градислава Павловна Березкина. Все документы «Североникеля» проходили через наши руки. А из профессионального оборудования у нас тогда была только дрель — ею сверлили отверстия в кипах бумаг, чтобы сшивать их, — рассказала Kn51 Валентина Семенова.

Cлева направо: Екатерина Юрьевна Бойша, Градислава Павловна Березкина, Валентина Владимировна Кудрявцева, Валентина Николаевна Семенова
Cлева направо: Екатерина Юрьевна Бойша,
Градислава Павловна Березкина, Валентина Владимировна Кудрявцева,
Валентина Николаевна Семенова
   
 
   

В архивный отдел департамента административного управления Кольской ГМК она перешла 2006 году. Вместе с объемом работы изменился и сам по себе труд переплетчика.

— Сегодня моя работа от того, что я делала раньше, отличается. Внедряются новые материалы и технологии для реставрации документов. Наш архив владеет современным оборудованием, и, кроме архивного переплета, мы делаем переплет в пластиковую гребенку, выполняем ламинирование документов, — делится рассказчица. — Но труд все равно остается кропотливым. Например, раньше бывало, приносили в переплет документы с узкими полями или почти без них. Если такие документы переплести, то текст зашьется. В этом случае поля приходилось наращивать — подклеивать каждый листочек. Бывало на один документ уходило полдня работы. Сейчас такое тоже случается, но очень редко.

Сродни музейной работе

Искусству реставрации собеседница Kn51 обучалась в 2008 году в Российской государственной библиотеке по программе «Основы консервации документов на бумажной основе и современного книжного переплета» (Москва). Тогда Кольская ГМК обрела ценного специалиста: уникальные знания реставратору приходится применять едва ли не каждый день.

— Главная моя задача — переплет документов, которые отправляются на хранение сегодня, но надо позаботиться и о страницах, ставших историей. Бывают очень ветхие экземпляры. Берешь такой листочек и не знаешь, что с ним делать… Рассмотришь внимательно: торопиться здесь не надо, можно непоправимо испортить документ. Начинаешь потихоньку его восстанавливать. Например, документ 1941 года. Он обтрепался, видно, что был сложен в четыре раза и истерт на месте сгибов. Думаешь: «Может, человек его носил в кармане?..». Бумага будто оживает, с тобой говорит… А после реставрации она такая ровная, гладкая становится. И я испытываю гордость за свою работу: ведь перед этим не знала, как в руки взять: опасалась, что рассыплется. Но, как говорится: «Глаза боятся, руки делают». То, что я делаю, сродни работе в музее.

 

Эвакуированным выдавали аттестаты

И это, действительно, так. В архиве Кольской ГМК хранятся уникальные документы. Одни из таких, к примеру, — аттестаты эвакуированных работников. Их выдавали в годы Великой Отечественной войны уезжающим сотрудникам «Североникеля». В аттестат (это лист плотной бумаги формата А4) вписывали фамилию и имя человека, место его работы, перечисляли членов семьи, если те отправлялись с ним. Здесь же указывалась выданная сумма денег; место, куда тот должен прибыть…

— Видимо, аттестаты делали в двух экземплярах: один предназначался работнику, второй оставался на предприятии. Мы больше подобных нигде не встречали. В Государственный архив сдали их как уникальные документы. Такие вещи должны храниться, потому что сейчас нам одно интересно, а через сто лет люди, возможно, увидят любопытное в том, что сегодня выглядит обыденным.

Архив — это надежность, постоянство и уют

Труд реставратора не только кропотлив, он полон некоего таинства. Реставратор, как алхимик: варит специальный клей из особых ингредиентов, использует особую бумагу, подклеивает, сушит, собирает документы в книгу и отправляет ее под пресс — старый, самодельный, но удобный и очень надежный.

Архивный отдел КГМК уникален, с какой стороны на него ни взгляни: начиная от коллектива, заканчивая непосредственно хранилищем, где все подчинено строгим правилам: поддерживается постоянная температура и влажность, соблюдаются световой и охранный режим. Само по себе помещение единственное в своем роде в Мурманской области. По сути, это изолированный от внешних стен бункер внутри здания, защищенный от затопления и пожара. Документы хранятся в коробах на передвижных стеллажах, которые существенно экономят пространство.

Зато в кабинетах архивных работников царит совершенно домашняя обстановка: комнатные растения, цветные жалюзи…

— Сами создаем уют. Под цвет к синим жалюзи я сшила чехлы на ламинатор и брошюровочную машину. На стены повесили картины. Одним словом, «обрастаем хозяйством». Каждый год приобретаем что-то новое: какое-то оборудование, приспособления для переплета, материалы, — улыбается рассказчица.

 
   

Без нее — никак

Интересно, если бы почти 40 лет назад Валя поступила в медицинский, полюбила бы она так ту работу, как обожает сегодняшнюю? Кстати говоря, возможно, это ирония судьбы, а может, род Семеновых просто обязан лечить людей: две ее младшие дочки-двойняшки окончили медицинский институт. Старшая работает воспитателем в детском саду, но ее дети (к слову, тоже двойняшки) сейчас студенты: при этом дочь учится на… медработника. А сын пошел по стопам дедушки — Юрия Васильевича: он будущий электрик — студент Мончегорского политехнического колледжа. Дело в том, что муж Валентины Николаевны, с которым они вместе уже 42 года, много лет отработал сначала в цехе электролиза никеля, а потом — в санатории-профилактории «Кольский». И в том, и в другом месте он был электриком. Любопытно, что род Юрия Васильевича богат двойнями: его двоюродные брат с сестрой двойняшки, а у другой двоюродной сестры, кстати, врача-стоматолога, дети двойняшки. Такие удивительные гены.

В 2018 году Валентина Николаевна ушла на пенсию и год занималась семейными делами. Только оказалось, что этот человек из тех самых — незаменимых: никак без нее! Сейчас наша героиня работает в архиве по договору подряда.

— В мою жизнь снова вернулась радость. По утрам иногда тяжеловат подъем, но прихожу в отдел и расправляю крылья. У нас маленький коллектив, но такой душевный. Конечно, и дома есть чем заняться, но меня тянет в архив. Я нашла работу по душе.

Вера ХОРСОВА. Фото предоставили Валентина СЕМЕНОВА и Елена ПЕРЕЛЫГИНА

 

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в ФейсбукИнстаграмТвиттер.

 

#Норникель85

 

Материалы по теме