Banner
Banner
28 марта 15:02
  • $ 92.59
  • € 100.27
Наши люди, Норникель 85
01 мая 2020 14:49

Если бы не комбинат «Североникель»…

В год 85-летия «Норникеля» Kn51 представляет читателям тех, чьим трудом создавались комбинаты «Североникель» и «Печенганикель», входящие в состав дочернего предприятия компании — Кольской ГМК. Наш сегодняшний рассказ — о пятерых братьях Савиных, в начале 1950-х приехавших в Мончегорск из Вологодской области. Каждый из них работал под землей — все они начинали трудовой путь на шахте №2 рудника «Ниттис-Кумужье», где до конца 1960-х добывали богатую медно-никелевую руду. Немногословные мужчины этой большой семьи скупо говорят о переезде и трудовой жизни. А женщины — напротив, с радостью вспоминают молодость…

Сестра бурильщицы

История семьи Савиных тесно переплетается с жизнью еще одной мончегорки и их землячки — Фаины Михайловны Ишеевой, о непростой судьбе которой Kn51 уже рассказывал. Она переехала на Север после Великой Отечественной войны — приехала в Мончегорск к своей старшей сестре Галине. Этот факт интересен тем, что Галина Савина (по мужу) была бурильщицей, а таких женщин в Мончегорске было всего три! В годы войны настолько не хватало рабочих рук, что за тяжелейший труд бурильщика пришлось браться девушкам.

Фаина Михайловна Ишеева
Фаина Михайловна Ишеева

— Сестру в 1941 году забрали в трудовую армию. Куда увезли, мы долго не знали. А она, оказывается, в Мурманскую область попала. Она здесь и замуж вышла за Степана Савина, — рассказывает Фаина Михайловна.

Муж Галины — Степан — старший брат Савиных, героев нашего сегодняшнего рассказа. Молодые познакомились здесь в начале сороковых на оборонных работах (обоих уже нет в живых). Его забрали из многодетной семьи, где изначально было 9 детей. Двое умерли в младенчестве, старший — Владимир — пропал без вести в годы Великой Отечественной. Тогда же, в войну, от заболевания умер их отец. Осиротевших ребятишек власти собирались отправить в детский дом, но мать — Прасковья Филипповна — убедила, что поднимет их сама.

Степан, как только осел в молодом городе металлургов, первым делом забрал к себе маму, единственную сестру Валентину и самого младшего братишку — Александра. Вслед за ними подтянулись остальные.

— Когда приехала к ним, жили все вместе. А у Гали и Степана уже двое деток было. Но я в общежитие не пошла. Все в одной комнате уживались, Степан спал на полу, — вспоминает Фаина Михайловна Ишеева.

Своей сестренке Фаине, как та ни рвалась работать в шахте, Галина работать под землей не позволила. Фая устроилась сначала сцепщиком (сцепляла вагоны), потом выучилась на машиниста электровоза и 10 лет транспортировала никель на шахте №1.

— Машинистом работать тоже не просто было: сцепляла и разбивала вагоны кувалдой. А она весит 35 кг. А как часто вагоны мы вдвоем с напарницей поправляли! Упирались, приподнимали.

Пришло время, и машинистов-женщин заменили мужчинами. А Фаина перешла в цех карбонильного никеля комбината «Североникель» и трудилась там 17 лет.

Секрет счастливой семейной жизни: набрать в рот воды

Младший братишка из Савиных — Александр — еще пацаном устроился в шахтную ламповую рудника «Ниттис-Кумужье» (место, где хранятся, заряжаются и ремонтируются светильники). В то время там уже трудился электриком один из его старших братьев — Михаил. Александр проработал в ламповой до призыва в армию. После службы его взяли бурильщиком на шахту №2. Выделили место в общежитии в поселке Тростники. В том же общежитии жила его землячка и будущая жена Антонина Александровна.

Александр Семенович
Александр Семенович Савин

— Я приехала из Вологодской области в 15 лет. Год жила в няньках. В 16 получила паспорт, устроилась в столовую и получила место в общежитии. Сначала работала посудомойщицей, потом выучилась на повара, — рассказывает она.

Поваром была недолго. Вышла замуж за Александра, тот велел сидеть дома и воспитывать дочь. А как дочь подросла, Тоня устроилась в магазин, оттуда перешла в сернокислотный цех комбината «Североникель» кладовщиком — там и осталась до пенсии.

— Работала честно, добросовестно. Я нескандальная — меня любили, всегда шли навстречу. Была депутатом горсовета два созыва по Мончегорску. Присутствовала на собраниях и принимала людей с жалобами. Как-то одному пенсионеру (у него прогнил пол) помогла доски привезти и пол заменить. За помощью нечасто обращались. Жили хорошо, люди мало на что жаловались.

Антонина Александровна
Антонина Александровна Савина

Благодаря нескандальному нраву Антонины Александровны они с мужем ни разу за 56 совместных лет не ругались. И ничего сложного в секрете бесконфликтной жизни нет:

— Бывало, если что-то неладно, Саша начинает ворчать, а я промолчу или посмеюсь. Помню, жили на Монче, без горячей воды еще. Приехала его мама. Намыла посуду, а у ручек остался жир. Саша пришел, на меня стал ругаться. Я посмеялась тихонько. А чего? Не буду же я бабушку «продавать»! Мать его была очень хорошая. В семейной жизни главное — не перечить мужу, не придираться. Я этому от родителей своих, наверное, научилась. И невестку свою также учу и женам внуков о том говорю. И тогда все дружненько будет.

Александр Семенович и Антонина Александровна
Александр Семенович и Антонина Александровна Савины

Интересно работать везде: и под землей, и сверху

В сентябре 1953-го, в Мончегорск переехал еще один Савин — Всеволод. Работу парень нашел не сразу. Образования — никакого: перед войной успел окончить всего два класса, а в военное время его, двенадцатилетнего взяли в ФЗО (школа фабрично-заводского образования). Увезли на Урал. Там Сева вместе с такими же как он, мальчишками, изготавливал ящики для снарядов.

— В Мончегорске меня сначала никуда не брали, потому что нигде не был прописан. А не прописывали, потому что нигде не работал. Замкнутый круг! — вспоминает Всеволод Семенович. — Я сходил к прокурору и спросил: «Что делать?». Тот выслушал и отправил меня на Кумужье в домоуправление.

Всеволод Семенович
Всеволод Семенович Савин

Беседа с серьезным человеком возымела действие на бюрократические структуры: в тот же день парня и прописали, и трудоустроили грузчиком на базу ОРСа (отдела рабочего снабжения комбината «Североникель»). А в мае 1954-го взяли на рудник «Ниттис-Кумужье» проходчиком.

— На шахте я работал до самого ее закрытия — до начала 1970-х. А после — еще 14 лет в Лапландском заповеднике. Интересно мне было как под землей — на проходке, так и наверху — на кордоне. В заповеднике на чистой природе следы зверей читали — кто, где прошел… Не жалею, что остался на Севере.

Всеволод Семенович Савин в шахте

Девушка с кошечкой, или Не нужна ли вам няня?

Последним из братьев в 1958 году в Мончегорске оказался Василий. Как и все остальные, тоже поначалу жил у Степана.

— Мы же детьми работали в войну, не учились. Остались неграмотные. Куда еще устроиться работать без образования? Меня взяли учеником бурильщика в шахту №2. Первое время было страшно: идешь и взрывы чувствуешь. Думаешь: «Сейчас все обвалится!». Но привык. Три месяца учился, потом перевели самостоятельно. Около трех лет отработал в шахте, — рассказал kn51 Василий Семенович. — А после устроился в сапожную мастерскую Комбината бытового обслуживания. Выучился на водителя и в той же организации шоферил на УАЗике. А оттуда ушел в ДОСААФ, обучал вождению пацанов.

Совпадение или нет, но каждому из братьев Савиных именно шахта подарила судьбоносные знакомства. Василий встретил будущую жену, Валентину Ивановну, в то время, когда та работала разнорабочей на строительстве дробилки для комбината «Североникель» в районе шахты №1.

— Увидел ее на дне рождения у общих знакомых, — вспоминает Василий Семенович. — Смотрю: танцует с кошечкой на руках. Полгода за ней ухаживал, прежде чем замуж позвать. А в этом году, 14 февраля, мы отметили «бриллиантовую» свадьбу — 60 лет!

Василий Семенович и Валентина Ивановна
Василий Семенович и Валентина Ивановна Савины

Валентина Ивановна родом из Костромской области. Живет в Мончегорске с 1956 года. В ее трудовой книжке немало записей, и место работы «комбинат «Североникель» тоже значится. Только однажды, до того, как появилась трудовая…

— Я искала, к кому бы наняться нянькой. Приехала с Мончи (там жила у сестры) на проспект Жданова, вышла на остановке «Городская». Куда дальше идти? Пошла на улицу Строительная. Наугад постучалась в квартиру, а там как раз нужна нянька. Договорились, что завтра утром приеду к 7 утра с вещами. Утром приехала и вижу: у них по кухне с ребенком ходит уже другая девчонка.

Но Валя почему-то совсем не огорчилась. Она пошла к дому №12 по Жданова. Спросила у прохожей, может, знает, нужна ли кому няня? И женщина предложила зайти в 14-ю квартиру.

— Я пошла, а там жили Лешке (семья будущего директора комбината «Североникель»). Мне открыла Ирина Георгиевна. Дети у них уже были большие: девочке — 6, мальчику — 9 лет. Взяли меня просто по хозяйству помогать. Я полтора года у них жила. Замечательные люди. И я там со многими хорошими людьми познакомилась — к ним же часто кто-то приходил в гости. А в 1958-м они поехали надолго в отпуск, и мне пришлось искать другую работу.

После Валентину брали нянечкой в детский сад, разнорабочей на стройку (где познакомилась с Василием), в КБО (комбинат бытового обслуживания, ред.), а последние 20 лет перед пенсией работала в цехе электролиза никеля — в мастерской шила диафрагмы для ванн.

Валентина Ивановна на рабочем месте в цехе
Валентина Ивановна Савина на рабочем месте в цехе

* * *

В истории этой семьи присутствует горечь войны, утраты… А еще — надежное связующее звено — комбинат «Североникель». Оказавшись далеко от родных мест, люди объединялись вокруг того, что давало надежду на стабильность, на будущее, на счастье. Они работали, создавали семьи и вкладывали частичку себя в производство, которое еще только зарождалось. И еще неизвестно: если бы не комбинат «Североникель», появилась бы династия Савиных?

Вера ХОРСОВА. Фото Веры ХОРСОВОЙ и из архивов семьи САВИНЫХ

 

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в ФейсбукИнстаграмТвиттер.

#Норникель85