Banner
Banner
29 марта 11:26
  • $ 92.26
  • € 99.71
75 Победа! 1945-2020, Наши люди
12 мая 2020 15:02

Что же было на самом деле?

В годовщину празднования 75-летия Победы о своем дедушке — участнике Великой Отечественной войны, пропавшем без вести, — рассказала Kn51 загадочную и незаконченную историю бывшая мончегорка Ирина Галинко. Услышала она ее от своих родителей.

«Пропал без вести» — это же не «убит»

Своего дедушку Устинова Василия Тимофеевича я никогда не видела, даже фотографии его не осталось. Знаю, что он был старшим сержантом, начальником радиостанции, радистом 818 отдельного батальона связи 371-й стрелковой дивизии. Он мужественно сражался и пропал без вести 12 февраля 1942 года в самой кровопролитной Ржевской битве. Бабушка получила официальное извещение об этом.

В феврале 1942 года подо Ржевом мой дедушка совершил подвиг и получил тяжелое лицевое (это важный факт в нашей истории) ранение. Вот что написано в наградном листе: «Сержант т/с. Устинов В.Т. стойкий, дисциплинированный, показал образцы мужества в боях с немецкими захватчиками. В районе Кокошкино, находясь под угрозой смерти, под артиллерийским и минометным огнем, не щадя своей жизни, обеспечил непрерывную радиосвязь и давал корректировку огня нашей артиллерии, что дало возможность ускорить ликвидацию вражеских сил на данном участке. Тов. Устинов В.Т. достоин правительственной награды ордена «Красная звезда».

В конце 1960-х годов в радиопередаче «Сельский час» мой папа — Устинов Виктор Васильевич и его младший брат Иван (всего их 3 брата) услышали историю о славном труженике одного из колхозов (Ростовской или Херсонской области, сейчас уже никто точно не помнит) Устинове Василии Тимофеевиче. Почему-то они сразу решили, что это их отец. Ведь «пропал без вести» — это же не «убит». Мой папа даже написал письмо в редакцию передачи, но ему ответили, что редакция поиском людей не занимается. Братья хотели продолжить поиск, но их мама (моя бабушка) Устинова Наталья Ивановна сказала: «Это не он. Вася очень любил нас. А если это он, значит, у него были веские причины, не позволившие ему вернуться».

Если жив — и, слава Богу!

И вот тут начинается самое загадочное.

Это было сразу после войны. Мобилизованный солдат из соседней деревни, рассказал моей бабушке, что он лежал с нашим дедом в одном госпитале. Госпиталь бомбили фашисты. Солдат, что рассказывал историю, был легко ранен и выжил, т.к. смог выбежать на улицу. А у нашего деда было тяжелое ранение, и солдат уверял, что тот погиб в горящем госпитале. А бабушка рассуждала так: «Возможно, он спасся. Может быть, какая-нибудь медсестричка вынесла его из огня, и он остался с ней. Если жив — и, слава Богу!»…

Через несколько лет бабушка вместе с младшим сыном Иваном уехала из Кировской области на Украину. А в 1970-х в деревню, где они раньше жили, пришло письмо бабушкиной соседке от женщины, которая раньше проживала в деревне неподалеку, но тоже уехала жить в другую местность, к детям. Кажется, это была Херсонская обл. Та женщина писала, что однажды шла по дороге с кладбища в село, и ее догнала повозка. Бородатый, сильно заросший(!) мужчина предложил подвезти ее, т.к. нужное ей село было по пути. Они разговорились, и мужчина спросил, откуда она (вероятно, обратил внимание на ее вятский говорок, который не спутаешь ни с каким другим). Когда услышал про деревню Шеча, спросил про Наташу Устинову. Дескать, жива ли она, как ее дети. Спрашивал и о других деревенских. Женщина сказала, что у нее есть общая деревенская фотография и, когда он довез ее до дома, показала ее мужчине. По ее словам, мужчина долго рассматривал фото и плакал. Рассказал ей, что у него есть семья, дети и тоже обещал принести фотографии. Но больше они не встретились. Женщина эта уверяла, что это был Василий Тимофеевич.

Эти слухи дошли, конечно, до моих родителей. Но, поколебавшись, они все-таки разыскивать отца не стали. Чтобы никому не навредить.

Жена Василия Устинова - Наталья Ивановна и их средний сын Александр
Жена Василия Устинова — Наталья Ивановна и их средний сын Александр

Мы не теряем надежды

Времени много утекло с тех пор. Нет в живых моей бабушки, моего отца и его младшего брата. Но в Кирове живет средний брат, Устинов Александр Васильевич. Жива моя мама. Живы мы — 5 внуков и 14 правнуков Василия Тимофеевича. И так хочется приоткрыть завесу этого давнего приговора «пропал без вести 12.02.1942 г.». Ведь есть же где-то могила этого человека. И, возможно, у нас есть еще сводные двоюродные братья и сестры — Устиновы.

 В 2009 году я разыскала информацию о дедушке в рассекреченных опубликованных архивах. Узнала о его подвиге, о том, что был представлен к награде. И хотя по заключению военного совета Калининского фронта он был удостоен ордена «Красная звезда», указом Верховного Совета награжден орденом «Красного знамени». Но это неважно. Важно, что он остался жив! Мы с племянником сделали запрос в центральный архив Минобороны, из которого узнали, что он не просто попал в госпиталь, а был перенаправлен в другой, потом в третий. А куда он выписан из последнего — неизвестно… Но! Поисковики подсказали нам, что были еще госпитали на колесах, санитарные поезда (помните, фильм «Офицеры»?). Архивы этих поездов еще на разобраны… И мы не теряем надежды.

 

Ирина ГАЛИНКО. Подготовила Вера ХОРСОВА. Фото из архива семьи ГАЛИНКО

* * *

Мы всегда рядом: читайте новости Kn51 и участвуйте в опросах в нашей официальной группе в ВКонтакте, следите за событиями в Фейсбук, Инстаграм, Твиттер.

 

Материалы по теме