Banner
Banner
18 апреля 04:05
  • $ 94.07
  • € 99.93
75 Победа! 1945-2020, Наши люди
27 мая 2020 14:14

Давайте вспомним. Два Петра и Николай. Часть 2

В год, когда мы отмечаем 75-летие Победы над фашизмом, мончегорка Татьяна Лившиц делится с читателями Kn51, к чему привело ее ознакомление с «Именным списком безвозвратных потерь личного состава Красной Армии Мончегорского горвоенкомата… для розыска военнослужащих и сообщения родственникам, проживающим на территории нашего района», датированным 24 июля 1946 года.

В нем содержится упоминание о троих наших земляках, без вести пропавших в годы Великой Отечественной войны. Это два полных тезки — Петры Григорьевичи Федоровы, рожденные в одном году — 1911-м. Один из Ленинградской области, работал прозектором в городской больнице Мончегорска. Второй из Струго-Красненского района Псковской области, до войны трудился шофером на комбинате «Североникель». Татьяна скрупулезно изучала боевые журналы, отмечала детали и обстоятельства, чтобы разобраться кто из них в каком месте погиб. Сегодня мы представляем вторую часть ее рассказа.

Документальные свидетельства происходящего. 1

Я не специалист по военной истории и не стану пересказывать военную обстановку в своей интерпретации. Я просто буду цитировать записи журнала боевых действий 88 стрелковой дивизии Карельского фронта, потрясшие меня до глубины души, в очередной раз задаваясь вопросом: как(!) эти люди выстояли и победили?!

«15.08.1941. 611 сп введен в бой с ночного марша. Противник выбит из Лохи-ваара. 611 полк занимает оборону от северного берега оз.Безымянное до юго-западного берега оз.Еловое. В 14.00 прямым попаданием авиабомбы в блиндаж командного пункта командира дивизии убиты генерал-майор Зеленцов и полковник Гривнин»

«В период с 11 по 20 августа 1941 убитых 343, раненых 1605, пропавших без вести 254»

«22 августа 1941 прибыла часть обоза с боеприпасами, остальная часть застряла в болоте в 500 м от обороны полка. Позднее обоз, застрявший в болоте, был захвачен противником. Полк понес большие потери в людском составе»

«28 августа 1941г. 611 сп получил задачу не допустить противника к шоссе и удержать рубеж оз. Безымянное»

«29 августа 1941г. в штаб Кестеньгского боевого участка прибыл капитан Размазишвили, рота которого была в окружении в районе Лохи-ваара. Рота вышла на станцию Боярская, неся трех тяжелораненых бойцов, питаясь ягодами. Всего вышли 51 боец и 16 раненых»

«За время боев с 15 августа по 18 сентября 1941 санитары санроты вынесли на руках более 1200 человек раненых на расстояние от 7 до 15 км»

«К оборонительным работам в дефиле озер Б.Лаги-ярви и Топ-озера привлекается женское население».

Документальные свидетельства происходящего. 2

За период с августа по конец сентября дивизия в процессе боев понесла большие потери — убитыми и ранеными 9371 человек.

«Все чаще случаются обморожения конечностей от длительного пребывания в сырой обуви и на мокрых местах»

«В районе безымянных озер противник около 22.00 бросал гранаты по переднему краю нашей обороны, а ночью вел огонь трассирующими пулями и освещая наш район обороны ракетами»

«11 октября 1941 противник занял Окунева-губа, 14 октября — Никольская губа. 15 октября 1941г у деревни Зашеек (населенный пункт под Кестеньгой) 3 бомбардировщика противника сбросили 12 бомб и обстреляли населенный пункт из пулеметов»

«18 октября 1941г. в 611 сп функционирует дом отдыха для проведения лучшего культурного обслуживания личного состава бойцов. В 18.00 — бой за деревню Зашеек».

Документальные свидетельства происходящего. 3

С 30 октября 1941 года противник начал активное наступление, бои на том или ином участке рубежа происходили ежедневно, сопровождаясь сильными артиллерийскими и авиационными ударами. По записям журнала боевых действий 88 стрелковой дивизии в этот период станцию Лоухи и станцию Княжую бомбили почти ежедневно. Понимая, что захват станции Лоухи повлечет катастрофические последствия не только для Мурманска, но и всего Заполярья, 88 стрелковая дивизия намертво встала на рубеже Кестеньга-Лоухи.

«С 31 октября 1941г. перед частями 88 стрелковой дивизии противник сконцентрировал следующие силы: немцев — 6 пехотный полк (пп), 7 пп, 9пп, 13 отдельный пулеметный батальон, финнов — 12пп, 14пп, 53пп, до 400 человек финских партизан, артиллерия — батареи 150 мм, 105мм, 76мм, противотанковых орудий»

«2 ноября 1941г. до конца дня и всю ночь происходили упорные сражения. Половина деревни Окунева губа сожжена и занята противником»

«3 ноября 1941 дивизия продолжала вести оборонительные бои. А на некоторых участках продолжались бои в окружении. Бойцы и командиры проявили исключительное мужество в боях с 1 ноября. Остатки 3-го батальона и одна рота 1-го батальона вышли из окружения, в течение 7 дней ведя тяжелые бои. 2-й батальон артиллерийского полка потерял до 50% своего состава»

«7 ноября 1941г группировка противника, прорвавшегося в тыл на шоссе была потеснена на 45-й км дороги Лоухи-Кестеньга. Комбату второго батальона 426 сп ст. л-ту Строкину была дана радиограмма о выходе из окружения в 611 сп, навстречу посланному отряду. Из этого отряда к Строкину пришли только четыре человека. Комбат ответил, что выйти не может, так как люди больны».

«Большое упорство проявили бойцы 2-й стрелковой роты 611 сп, в течение 4-х дней находились в окружении, отбили 10 атак более чем в пять раз превосходящего противника. Рота уничтожила до 300 фашистов и 40 лошадей из обоза. Рота вышла из окружения, соединилась с 426 сп и прибыла к дивизии. Вышли из окружении 28 человек, но несмотря на это, все вооружение вынесено».

«По показаниям Строкина, вышедшего из окружения к 13 ноября, рота, находившаяся на переднем крае обороны до 11 ноября, вела бой (была слышна стрельба), после этого там боев слышно не было. Остатки 8 роты и спецподразделения, атакованные противником, и ввиду того, что люди были обессилены голодом — уничтожены».

«17 ноября 1941г. Отряд Гольцева прочно удерживает занимаемый рубеж на выс. Няу-ваара… Отряд решено заменить 298 сп, т.к. он с 31 октября находился в длительных переходах, 50% отряда в летнем обмундировании» (согласно записям этого же журнала боевых действий — температура воздуха уже опускалась до минус 18 градусов Цельсия).

«22 ноября 1941 обоз, доставлявший полушубки и валенки, расстрелян во время авианалета противника, удалось спасти только 28 полушубков и несколько пар валенок — остальные обгорели и намокли».

Так кто же погиб под Кестеньгой?

Мончегорец Петр Григорьевич Федоров мог погибнуть в любой из дней осени 1941-го — все это время шли тяжелые бои. Установить точную дату сегодня практически невозможно. И который из Федоровых был тем погибшим красноармейцем? Если это Петр Федоров, работавший в Мончегорской больнице, он мог быть санитаром санроты, переносившим по топям и лесам носилки с ранеными. Или он был шофером, как это написано в Книге памяти, и перевозил боеприпасы и продовольствие по постоянно простреливаемой противником дороге? Я вообще поначалу решила, что это был один и тот же человек. Ведь место рождения шофера Федорова — Струго-Красненский район Псковской области, а прозектора Федорова — поселок Новоселье Ленинградской области. Но поселок Новоселье входит в Струго-Красненский район Псковской области, а до 1937 года — Ленинградской!

Но в Обобщенном банке данных «Мемориал» нашла еще один документ — Приказ о награждении шофера 61 автотранспортного батальона 52 стрелковой дивизии, преобразованной позднее в 10-ю Гвардейскую дивизию Федорова Петра Григорьевича медалью «За боевые заслуги». В описании его подвига написано, что Федоров П.Г., тяжело раненый осколком снаряда, несмотря на ранение, сумел отвести свою машину в безопасное место, тем самым спас и машину, и перевозимый груз. Впоследствии шофер Федоров П.Г. был направлен в госпиталь. Никаких других сведений об этом бойце я больше найти не смогла, поэтому не знаю, выжил ли он после ранения, воевал ли еще или был комиссован по ранению. Но я знаю, что 52 стрелковая дивизия дислоцировалась, в том числе, и в Мончегорске. Из наградного листа следует, что Федоров П.Г. был в армии с августа 1941 года. Так может быть, это и был наш мончегорец Федоров П.Г., работавший до войны шофером? А под Кестеньгой воевал и погиб другой Петр Федоров, работавший в больнице?

Я писала запросы в Министерство Обороны РФ и главе администрации Лоухского муниципального района с просьбой об увековечении памяти красноармейца Петра Григорьевича Федорова, погибшего осенью 1941-го и получила положительный ответ: имя мончегорца Федорова будет увековечено на воинском мемориале в поселке Лоухи!

Татьяна ЛИВШИЦ. Подготовила к публикации Вера ХОРСОВА

* * *

Первый рассказ из этой трилогии опубликован на Kn51 26 мая. В следующем материале Татьяна Лившиц расскажет о том, как установила место гибели еще одного бойца из Мончегорска — Николая Даниловича Синицына. Следите за обновлениями Kn51.

 
Фото из открытых интернет-источников

Материалы по теме