Banner
Banner
29 марта 17:09
  • $ 92.37
  • € 99.53
12 ноября 2020 13:27

В медиашколе мончегорцы пишут портреты

Как найти подход к человеку, чтобы интервью с ним не получилось скучным? Надо ли испытывать к собеседнику симпатию или необходимо придерживаться нейтральной позиции? Всегда ли нужны «острые» вопросы?

Их ждет встреча с неизвестным. Кто он?

В Мончегорске продолжается очередная сессия образовательного проекта для школьников Медиашкола в Заполярье. Ее основатель и постоянный преподаватель — известный российский журналист Игорь Попов — обучает молодежь основам написания интервью.

— На этой сессии ребята будут писать портреты птиц, потом — людей, — рассказал Кn51 Игорь Попов. — Узнают, как описывать людей хороших или плохих; о том, что надо показывать человека в его в поступках, в действиях. В качестве собеседника для интервью мы пригласим человека со стороны, который ребятам неизвестен. Он представится только именем. Они не будут знать, кто это и кем работает. Пообщаются в течение часа, зададут самые разные вопросы. И на основании его ответов должны будут отметить что-то о его чертах характера, возможно, угадать, чем занимается. Это старое упражнение, которое поможет понять: что и как спросить, чтобы человек раскрылся.

Интервью: благостное или поединок?

Себя преподаватель медиашколы не считает мастером интервью. Однако его знания в данной теме велики.

— Я рассказываю все, что знаю на собственном опыте. О том, как общался с Александром Квасьневским (президент Польши с 1995 по 2005 годы). И о том, как встретились с поэтом Евгением Евтушенко. Это замечательный совершенно человек, — вспомнил в разговоре с Kn51 Игорь Попов. — А с писателем Чингизом Айтматовым пошел откровенный разговор. Классный человек, замечательный, мыслящий на уровне планетарном. Царствие им небесное обоим. Да, было у меня счастье: с одним общался в Подмосковье, с другим — в Брюсселе, где Чингиз Айтматов работал тогда послом Киргизии. По-человечески оба произвели потрясающее впечатление.

Игорь Попов признался, что вести беседу непросто, если журналисту нравится его собеседник.

— Я этим грешу — попадаю под обаяние. И становится тяжело задавать «злобные» вопросы. А если их не задавать, то интервью становится неинтересным. Слишком благостные я не люблю, должно быть остренько. Люблю, когда это поединок, фехтование. И такие тоже случались. Однажды, в 1990-х, было интервью, которое чуть не закончилось для меня поединком в прямом смысле слова, — рассказал Игорь Попов Kn51. — Был такой борец — человек — гора — Александр Карелин. Совершенно проельцинский. А я пытался его вывести на то, что в стране-то не все гладко. Задача стояла сделать острое интервью. Карелин багровел. Нас разделял столик. Я о чем-то спрашивал и понимал, что он может через столик перегнуться, сделать захват и бросок через спину. А дальше я бы вообще не смог интервью брать. Но обошлось. Договорили до конца.

Птица или человек — чей портрет проще?

А пока школьники справляются с экспресс-темами. Одна из них — «Что для вас герой России?». Уже сделали интервью «Хочу остаться в Мончегорске», для чего нашли студентов, которые хотят по окончанию обучения в вузе вернуться на малую родину.

Игорь Олегович придерживается мнения, что непрерывная работа может наскучить, поэтому совмещает занятия с развлечениями. Например, устраивает школярам викторины. На последнем слушали птичьи трели и угадывали обладателей этих голосов. Преподаватель допускает, что в дальнейшем мальчишкам и девчонкам придется написать портреты любимых птах. Почему бы и нет?

Теперь школьники рассуждают: кого описать сложнее — человека или птицу. И, к слову, благодарят медиашколу, где получили и развивают навык рассуждать.

— Мне кажется, легче все-таки описать человека. Ведь мы можем посмотреть на его характер, поступки… А птица посидела и улетела, что с нее взять? Но, во всяком случае, птиц я еще никогда не описывала, поэтому будет интересно попробовать, — считает гимназистка Маша Суетина. — Я занимаюсь в медиашколе второй год. Мои работы уже опубликованы в журнале «Зайцы». Благодаря медиашколе, мне стало легче писать разные тексты, спорить о чем-то. Единственное, иногда бывает сложно рассуждать на исторические темы. Многие ребята старше меня на год-два, поэтому знают больше про ту или иную личность, которую мы еще не прошли по школьной программе. Но зато во время таких занятий я узнаю еще больше нового, а это всегда интересно.

— Легко даются практически все задания, кроме тех, в которых нужно общаться с людьми. Я уже значительно улучшил навыки написания интервью, но по-прежнему мне это довольно сложно. Думаю, что описать птицу будет проще, — рассказал Kn51 ученик школы №8 Максим Курдин. — За год обучения в медиашколе я значительно улучшил свои навыки написания текстов, но не очень люблю обсуждение исключительно нравственных вопросов, к которым сложно подойти с точки зрения прагматизма и логики.

— Угадывать птиц по их трелям было очень смешно, поскольку многие казались похожи на звуки других животных. Например, собак или лягушек, — признается гимназистка Маша Чернова. — Я тоже второй год в школе журналистики. Научилась писать тексты, узнала много интересного о журналистике. Здесь поднимаются важные и серьезные темы. Игорь Олегович — прекрасный преподаватель. С первых минут занятия начинается погружение в мир журналистики, новостей и всего увлекательного.

* * *

Медиашкола в Заполярье — образовательный проект, где школьники познают азы журналистики. Инициирован компанией «Норникель»: занятия проводятся в городах, где работают ее предприятия. В Мурманской области в 2016 году медиашкола открылась в Заполярном, с 2018-2019 учебного года работает в Никеле и Мончегорске. Мончегорцев сейчас обучает известный российский журналист Игорь Попов, ребят из Печенгского района — выпускающий редактор нескольких издательских домов и педагог Лада Мягкова.

Фото Ланы КАЛИНИНОЙ из архива Kn51

 

Материалы по теме