Banner
Banner
28 марта 16:31
  • $ 92.59
  • € 100.27
Компания, Мончегорск и Печенгский район, Производство
09 мая 2015 10:18

На Печенгской земле

2015 год — год особый. Это год 70-летия Победы нашей страны в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Это год 80-летия компании «Норильский никель». И это год, когда одно из предприятий большой компании — «Печенганикель» — отмечает 70-летие.

У каждого предприятия «Норникеля» своя, особая, судьба. Биографию «Печенганикеля» изучали специалисты горно-металлургического дела, краеведы и журналисты, множество интересных фактов собрано руководителем краеведческого музея Печенгского района Вероникой Мацак. Благодаря этому сегодня мы с вами знаем, с чего начинался никелевый комбинат на древней Печенгской земле.

Начало пути

Изначально предприятие создавалось за пределами Советского Союза. Хотя Печенгская земля еще в XVI веке была «застолблена» за Россией созданием монастыря, в 1920 году по договору между Финляндией и Советской Россией она отошла к финнам. Советско-фин­лянд­ская война 1939-1940 годов этого статуса не изменила. Поэтому после 1920 года все первые геологические изыскания на этой земле проводились под эгидой Геологического комитета Финляндии. Финны открыли здесь месторождение сульфидных медно-никелевых руд.

Добыча руды обещала быть прибыльной. Однако Финляндии не хватало средств и кадров для освоения месторождения — в1934-м район Петсамо (Печенгский) сдан в концессию Интернациональной никелевой компании (ИНКО). Для разработки никеленосных месторождений создано ее дочернее финское общество «ПетсамоНиккели ОУ» (другой вариант названия — «Петсамо-никель»). В 1937-м приступили к строительству рудника, металлургического завода, жилого поселка и других промышленных объектов. Тогда же трехкилометровой штольней вскрыли месторождение Каула-тунтури. У устья штольни разместили металлургический завод. К его строительству приступили в 1937 году под наблюдением канадских специалистов, оборудование изготовляли в основном в Швеции и Финляндии, конвертеры — в Канаде. 

Только факты


 Честь открытия никелевых руд в Печенгском районе принадлежит члену финской геологической экспедиции — студенту технического университета Хуго Терн­гвисту. 1 августа 1921 года он обнаружил признаки сульфидного никелевого оруденения, в отобранных пробах содержание никеля составляло от 3,4 до 4,7%.
 В июле 1934 года для разведки и горнодобывающих работ образовано акционерное общество «Петсамо-Никель» (дочернее общество канадской компании ИНКО). Канадцы спроектировали металлургический завод мощностью порядка 250 тыс. тонн руды, 8 тыс. тонн никеля и 4,3 тыс. тонн меди в файнштейне при содержании в руде никеля — 3,6%, меди — 1,9% и извлечением этих металлов на 90%.

 Первую печь металлургического завода в Никеле поставили под напряжение 24 июля 1942 года. Через несколько дней начались аварии. При первом же выпуске никелевого штейна летку разъело, содержимое печи вылилось в цех. Через 7 недель эксплуатации выявили, что под печи разъеден на глубину до 25 см. Лишь с января 1943 года наладилась нормальная работа печи. Полученный опыт даром не прошел. Вторая печь, пущенная в мае 1943 года, пошла «с ходу». Затем настроили конвертеры.

 Печенгская земля отошла СССР осенью 1944 года. Канадской компании ИНКО (ее правление находилось в Нью-Йорке), строившей металлургический завод в Петсамо, советское правительство выплатило 20 млн рублей золотом.

 7 сентября 1945 года Наркомат цветной металлургии СССР утвердил проектное задание по первой очереди «Печенганикеля».

 23 октября 1945 года Совнарком СССР принял постановление о мерах помощи Печенгскому району. Задания получили практически все основные наркоматы страны. Каждый из них должен был внести свой вклад в создание нового промышленного района Заполярья.

 К концу 1945 года в поселке Никель проживали 7000 человек.

 1 октября 1946 года завершено строительство первой дымовой трубы плавильного цеха высотой 152,4 метра (она оказалась выше трубы Норильского ГМК и стала самой высокой в СССР и Европе).

 30 октября 1946 года введена в строй высоковольтная линия электропередачи Туломская ГЭС — Никель. Комбинат «Печенганикель» получил необходимую электроэнергию.

 6 ноября 1946 в Никеле пустили первую руднотермическую печь. Металлурги получили первые полковша штейна (полуфабрикат — сплав сульфидов железа, никеля и меди).

 19 ноября 1946 года получены первые 5 тонн файнштейна — конечной продукции Печенгского никелевого комбината.

 В 1946 году в подсобном хозяйстве комбината «Печенганикель» было обработано и засеяно 40 гектаров земли. Осенью собрали более 80 тонн капусты, сотни центнеров картофеля. Началось строительство парников и теплицы.

► 
В октябре 1947 года начальник плавцеха, опытный инженер-металлург Н.Н.Суровов предложил новую технологию — увеличить глубину ванны при плавке сырья в электропечах на 600-800 мм, которая затем получила союзное и мировое признание и стала применяться на всех электропечах СССР и мира.

К началу 1940 года строительство металлургического завода по электроплавке руд с годовой производительностью 2 тыс. тонн никеля в файнштейне практически завершено. Рядом вырос небольшой рабочий поселок (сегодня — Никель). Тогда же завершено строительство автодороги до Лиинахамари.

На службе у Германии

В 1941-м Финляндия вступила во вторую мировую войну на стороне гитлеровской Германии. Освоение месторождения «Каула» продолжилось под контролем немцев. Об этом периоде в 1992-м году газета «Горняк Заполярья» напишет: «Богатства «Каулы» прибрали к рукам немецкие акционеры обществ «Фарбениндустри», «Фридрих Крупп» и «Металлгезефштафт» — из тех, кто финансировал, вооружал и направлял нашествие гитлеровских захватчиков…».

Металлургический завод начал работать 3 июля 1942 года: пущены первая печь и первый конвертер. Правда, пришлось еще несколько месяцев отлаживать работу электропечи. Конвертеры настроили к середине 1943-го…

Но воюющей Германии нужен был никель, и она брала его из Печенгской земли. Новые хозяева брали только лучшее. «Выхватывая из природных кладовых Печенги самые жирные куски, гитлеровцы добыли и переработали для брони своих танков, самолетов, подводных лодок около 300 тысяч тонн богатой каульской руды, получили более 9,5 тыс. тонн никеля и почти 5 тысяч тонн меди», пишет «Горняк Заполярья». В газете приводится такой факт: после освобождения Никеля советские горняки обнаружили «в одной из камер рудника выработанные пустоты, заполненные рудой с полуторапроцентным(!) содержанием никеля».

В числе тех, кто был занят на горных работах и в металлургическом производстве, работали советские военнопленные и угнанные с оккупированных территорий граждане Норвегии, Франции и т.д.

Разрубили цех надвое…

7 октября 1944 года началась Петсамо-Киркенесская операция, 20 октября советские войска вышли в район никелевых разработок. 22 октября (это было воскресенье) поселок и весь район были освобождены. В честь такого события в столице нашей родины прозвучал салют из 124 орудий.

Отступая, немцы оставляли за собой пепелища и разруху. Так, высочайшую (более 150 м) заводскую трубу направленным взрывом обрушили на металлургический цех и подстанцию электропечей…

— Под трубой оказались главный пролет, вторая электропечь, водонапорная башня, все инженерные и вспомогательные сооружения, линия электропередачи, подстанция. Все, что не попало под обломки трубы, было взорвано или простреляно мощными бронебойными орудиями. Почти то же самое фашисты проделали со всеми надшахтными сооружениями рудника «Каула». Подземные коммуникации и горизонты были затоплены. Кроме того, подверглись разрушению электромеханический цех, жилой поселок, гидроэлектростанция в Янискоски на Паз-Йоки (сейчас больше известна как Патсойоки или Паз. — М.П.), все линии электропередачи и т.д. Здесь все было в руинах и пепле, — вспоминал впоследствии участник восстановления комбината, ветеран труда Григорий Иванович Таловиков (его воспоминания опубликованы в газете «Горняк Заполярья» в 1994 году). — По условиям перемирия осенью 1944 года к нам отошла вся древняя Печенгская земля — от Лиинахамари до Борисоглебска. Хозяину металлургического завода — канадской компании ИНКО (ее правление находилось в Нью-Йорке) советское правительство выплатило 20 млн рублей золотом.

— Огромные разрушения были на заводе: немцы подорвали бетонную трубу, и она упала прямо на цех, разрубив его пополам, — рассказывал участник освобождения Никеля Василий Сергеевич Оськин (воспоминания ветерана, работавшего плавильщиком на комбинате «Печенганикель» в 1946-1977 годы, опубликовала газета «Советская Печенга» в 1985 году). — Две плавильные печи были забиты остывшей плавкой, первый конвертер взорван. Фашисты взорвали другие производственные здания: насосную станцию, компрессорную, дробильное отделение, подстанцию… В общем, враги сделали все, чтобы завод долгое время не был восстановлен… Рудничное хозяйство тоже было попорчено (в т.ч. здание подъемной машины и копер вертикальной шахты рудника. — М.П.).

Никель. Взорванный металлургический завод. 1944 год Никель. Взорванный конвертер. 1944 год
Взорванный металлургический завод. 1944 год Взорванный конвертер. 1944 год

В Никеле из 112 домов уцелело всего 18. Кроме того, сохранилось11 бараков в самом поселке и 17 — в двух километрах от поселка на территории бывшего лагеря военнопленных. Среди всеобщей разрухи сохранились гостиница на 30 номеров, клуб, ресторан, баня, прачечная, овощехранилище… Их, судя по всему, не успели разрушить.

— Что представлял собой Никель тогда? Это был небольшой поселок с двумя улицами. Целыми остались дома на улице Победы, несколько домов ближе к заводу и еще 4 дома… несколько коттеджей стояло по улице Микояна и Халтурина, — вспоминал Василий Оськин.

И везде — на дорогах, на заводе, в подъездах домов — авиабомбы и мины… Саперы еще несколько лет очищали от них Печенгскую землю, но до сих пор здесь каждый год находят боеприпасы тех лет.

Победа!

Советские войска освободили Заполярье и продолжали наступление на всех фронтах. И там, и в тылу люди ощущали близость Победы.

— День Победы мы встретили в Никеле. Мы чувствовали, что он должен наступить, и притом очень скоро, — вспоминал Василий Оськин. — 8 мая 1945 года, как и каждый день, мы занимались поиском мин где-то в районе Печенги. Приехали очень усталые и после ужина легли отдыхать. Перед утром вбежал в палатку радист Клеменцов и крикнул: «Победа!». В один миг весь личный состав вскочил с нар, начали обниматься… Ребята в одних рубашках выскочили с оружием на улицу и стали стрелять. Пожилые солдаты от радости плакали, кто-то плясал, кто-то пел.

— Вдруг отовсюду с нарастающей силой послышалась автоматная и ружейная стрельба. Я выскочил на улицу. Всюду: то там, то здесь — в воздух взлетали ракеты, — это уже из воспоминаний другого участника тех событий — командира партизанского отряда «Большевик Заполярья» Александра Смирнова, встретившего Победу в Печенге (его воспоминания опубликовала в 1984 году газета «Советская Печенга»). — Ко мне ворвался Борис Зайцев, он схватил меня, целовал и кричал, захлебываясь от восторга: «Победа! Ты понимаешь, Сергеич, Победа!». Мы кричали: «Ура!» и плакали. Слезы сами по себе текли…

Восстановить!

По решению Государственного Комитета Обороны СССР Печенгский никелевый завод необходимо было восстановитьв кратчайшие сроки.

Во исполнение этого решения в ноябре 1944 года Комиссия народного комиссариата цветной металлургии СССР (в ее составе — представители «Союзникельоловопроекта» и «Главалюминстроя», работники комбината «Североникель») провела оценку состояния металлургического завода, его возможную производительность и сроки восстановления, а также сроки восстановления рабочего поселка.

Проектно-техническую документацию на территории завода комиссии обнаружить не удалось, тем не менее было установлено, что в 1944 году в состав комбината входило 10 объектов. Согласно акту комиссии, это гидростанция на реке Петс-Иоки (Патсойоки или Паз. — М.П.), рудники «Каулатунтури» и «Каммикивитунтури», металлургический завод в Никеле, три водохранилища, жилой поселок и подсобные предприятия: два завода — кирпичный и бетонный, лесозавод с деревообделочным цехом.

Комиссия пришла к выводу, что рудник «Каулатунтури» сможет начать выдачу руды в феврале-марте 1945 года с постепенным увеличением производительности к концу года до 9 тыс. тонн руды в месяц. Забегая вперед, скажем, что она ошиблась всего на месяц — 15 апреля 1945 года из главной штольни рудника отправился состав с ценным металлургическим сырьем. Его доставляли в Лиинахамари, оттуда пароходами — в Мурманск, а уже оттуда — на переработку на комбинат «Североникель».

Комиссия определила и срок полного восстановления всего металлургического комплекса — к 1 ноября 1945 года. Однако реалии послевоенного времени отодвинули его на год — до 19 ноября 1946 года.

Поднимали из руин

Между тем, оценивая разрушения, зарубежные эксперты утверждали, что восстановить комбинат можно будет лет через десять. Но «Печенганикель» вступил в строй действующих уже в 1946 году.

В начале декабря 1944-го назначили руководство «Печенганикеля»: строительство и комбинат возглавил Евгений Щелкунов, прибывший с Урала. Главным инженером стал Анатолий Грибин, до этого заместитель начальника «Главмеди». Вести работы было поручено «Глав­алюминстрою».

Главная трудность того времени — отсутствие кадров и сложности доставки необходимых материалов. К началу восстановительных работ на «Печенганикеле» было всего около 400 человек, пришедших с других предприятий цветной металлургии (в первую очередь с «Североникеля») и из воинских инженерных частей. В дальнейшем в Печенгском районе работали 1419 демобилизованных солдат и офицеров (здесь оставались многие солдаты и офицеры 14-й армии и моряки Северного флота, освобождавшие Печенгскую землю), а также специалисты из Мончегорска и Кировска. Со временем восстановление Печенгского никелевого района стало всенародной стройкой — сюда ехали рабочие и специалисты с Урала, из Москвы, Ленинграда и других городов. Работы велись по проекту института «Союзникельоловопроект» (ныне институт «Гипроникель»).

Важная дата

22 июня 1945 года наркомат цветной металлургии утвердил устав комбината «Печенганикель» — этот день стал днем официального рождения предприятия. Четыре месяца спустя Совет народных комиссаров СССР принимает постановление о мерах помощи Печенгскому району. Темпы восстановления нарастают.

Это было отмечено. И в октябре 1945 года при подведении итогов всесоюзного соревнования строительство комбината «Печенганикель» было удостоено переходящего Красного Знамени наркомата цветной металлургии и ВЦСПС. Руководители строительства получили премии.

Цена разрухи

Год 1946-й стал годом пуска комбината «Печенганикель». 5 октября Совет министров СССР организовал Комиссию, которая в течение месяца (с 31 октября по 30 ноября) произвела пуск всего металлургического цикла предприятия при содействии металлургов комбинатов «Североникель» и «Южуралникель».

Согласно акту этой комиссии, строительство комбината «Печенганикель» обошлось государству в 80,6 млн рублей (по состоянию на 1 ноября 1946 года). И это только половина (49%) стоимости, утвержденной генеральной сметой. По данным «Главалюминстроя», на 1 декабря того же года на восстановление «Печенганикеля» израсходовано уже 88 млн рублей. Неиспользованные средства были перераспределены.

Никель. Восстановленный плавцех. 1947 год   
Восстановленный плавцех. 1947 год  

Первая плавка файнштейна

Первое время поселок и рудник обеспечивали передвижные дизельные электростанции, поступившие по ленд-лизу. Но для металлургического производства этого было недостаточно. Чтобы осущест­вить пуск предприятия, в труднейших условиях была проложена линия электропередач от Кольского залива до Никеля. Вступила она в строй 30 октября 1946 года. И уже 19 ноября металлургический завод выдал первую плавку файнштейна.

Газета «Советская Печенга» в номере от 24 ноября подробно описала это событие (автор статьи — его непосредст­венный участник старший мастер конвертерного пролета Прохоров). Плавка была завершена в 8 часов утра. Проводилась она в содружестве с металлургами «Североникеля» и «Южуралникеля», что приехали в Никель. В той же статье сказано, что в первой плавке участвовали старший конвертерщик Конишев, сигналист Солопов, машинист крана Мельниченко. Так была пущена в эксплуатацию первая очередь комбината «Печенганикель».

За успешное восстановление предприятия Указом Президиума Верховного Совета от 2 августа 1947 года 172 человека были награждены орденами и медалями СССР, в том числе 6 — орденом Ленина, 96 — орденом Трудового Красного знамени, Красной Звезды, Знаком Почета.

А в истории «Печенганикеля» была открыта новая глава.

Подготовила Мария ПОЛТАВСКАЯ
(по материалам Геннадия Лейбензона, газет «Советская Печенга», «Горняк Заполярья»,
«Кольский никель», сборника «Комбинат «Печенганикель» в документах 1945-1990»)

Фото из архива АО «Кольская ГМК»

 

Материалы по теме