Banner
Banner
29 марта 08:50
  • $ 92.26
  • € 99.71
Экономика
06 октября 2015 12:53

Тема дня – развитие Арктики

Арктическую тему и перспективы Северного морского пути обсуждали на двух представительных форумах в Санкт-Петербурге и Сочи. В городе на Неве состоялась Международная конференция по освоению ресурсов Арктики, на Черноморском побережье — заседание Госкомиссии по развитию Арктики.

У «Норильского никеля» есть интересный опыт работы в Арктике

Об этом заявил член научного совета при Совете безопасности России Михаил Григорьев на международной конференции по освоению ресурсов Арктики в Санкт-Петербурге.

Участники конференции — ученые, специалисты и представители компаний обсуждали перспективы и проблемы освоения Арктики и развития Севморпути, сообщает ТРК «Ямал-регион». На повестке — ключевые вопросы развития добычи нефти и газа на морском шельфе, инновационные технологии и оборудование, развитие международного сотрудничества и перспективные проекты.

Член научного совета при Совбезе России Михаил Григорьев в своем докладе проанализировал логистику морских проектов ТЭКа в Русском географическом обществе в Петербурге. По его мнению, Севморпуть в настоящее время мало задействован: транзитом из Европы в Азию и обратно по северной магистрали пока возить особо нечего. Более реальными и насущными задачами аналитик считает северный завоз и обеспечение нефтегазовых проектов транспортом.

— Интересный опыт у «Норильского никеля» — компания круглый год перевозит свои грузы из Дудинки в Мурманск практически без привлечения ледоколов, – отметил при этом Михаил Григорьев. — Суда 7-го арктического класса с винторулевыми колонкам для прохода через льды использует оперативную информацию специализированного института. Проще говоря, находят лазейки в ледовых полях. Этот путь в среднем занимает у судна 120-140 часов.

Бизнес должен понимать стратегию государства

Чтобы Севморпуть развивался, бизнес должен четко понимать, какой стратегии будет следовать государство, а также представлять все перспективные возможности этой транспортной артерии. Как сообщает ТАСС, такое мнение высказал председатель Делового совета Госкомиссии по развитию Арктики Сергей Шишкарев на заседании в Сочи.

— Многие сейчас говорят, что транзит грузов по Севморпути может стать альтернативой и быть конкурентным транзиту грузов через Суэцкий канал. Ключевое его преимущество — в разнице расстояний: от Санкт-Петербурга до Владивостока по Северному морскому пути — свыше 14 тыс. км, а через Суэцкий канал — свыше 23 тыс. км, — цитирует издание слова Шишкарева. — Но для нас Свеморпуть как туз в рукаве: преимущество, которое есть, но которым мы пока в силу определенных причин почти не пользуемся.

По его мнению, одним из наиболее слабых звеньев Северного морского пути остаются арктические порты, за исключением расположенных в его западном секторе Дудинки и строящейся Сабетты.

— По мере реализации Комплексного проекта развития Северного морского пути на рубеже 2030-2035 гг. руководству страны придется принимать решения относительно приоритетов и ключевых направлений развития СМП, — отметил Шишкарев. Среди возможных решений, по мнению эксперта, три основных варианта. Это сосредоточение усилий на развитии морской транспортной инфраструктуры в западном секторе СМП, где в долгосрочной перспективе прогнозируется расширение добычи природных ресурсов и их морского вывоза. Другая возможность — реализация амбициозного проекта «сквозной» навигации по СМП. Третий вариант промежуточный — это поступательное развитие инфраструктуры восточного сектора СМП, «следующее» за долгосрочными прогнозами экономического развития в восточном секторе Арктики.

Севморпуть для иностранных туристов

Северный морской путь и арктические регионы России необходимо сделать доступнее для иностранных туристов, что станет серьезным толчком для развития северных территорий. Об этом на заседании Госкомиссии по развитию Арктики в Сочи заявил первый замгубернатора Мурманской области Алексей Тюкавин. По его словам, арктический туризм — важное для Мурманской области направление, обладающее большим потенциалом. Однако развитие этого вида туризма сдерживают некоторые административные барьеры, которые отпугивают иностранцев.

— Сегодня есть барьеры, которые иностранцам не очень понятны. Зачастую отказываются ехать не потому, что не интересно, а не хотят связываться с нашими правилами, которые существуют, — цитирует Тюкавина РИА Новости.

По мнению вице-губернатора Мурманской области, принятые на заседании Госкомиссии решения позволят снять существующие барьеры.

— Хорошее решение — сделать более доступным Севморпуть и наши регионы, чтобы туристы испытывали меньше проблем и ехали сюда с удовольствием. На это было обращено внимание, даны поручения, чтобы это регулировать и дать развиваться туризму, — подчеркнул Тюкавин.

Разговор продолжается

Обсуждение перспектив арктического региона продолжается. В частности, на 20 ноября запланировано следующее заседание Госкомиссии по вопросам развития Арктики. Экспертный научный совет и члены госкомиссии обсудят участие субъектов РФ и муниципальных образований, входящих в российскую арктическую зону, в международных арктических организациях, а также разработку законопроекта об Арктике. Заседание Госкомиссии по развитию Арктики также состоится в период с 7 по 11 декабря на форуме в Санкт-Петербурге «Арктика: настоящее и будущее».

 
Подготовила Мария ПОЛТАВСКАЯ. Фото Евгения ВАРФОЛОМЕЕВА из архива Kn51.ru

Материалы по теме