Banner
Banner
19 апреля 16:55
  • $ 94.09
  • € 100.53
События и факты
07 августа 2017 07:53

Туристический успех саамской деревни предсказала шаманка

Ежегодно растет поток путешественников, желающих познакомиться с культурой коренного народа Кольского Заполярья, поиграть в футбол на болоте и поучаствовать в метании аркана. За новыми ощущениями они направляются в туристическую саамскую деревню в поселок Ловозеро. По легенде, место для ее строительства указала шаманка.

Тысячи лет на Севере

В России проживает около 2 тыс. саамов, основная часть — на Кольском полуострове. Исторически центром жизни этого народа был Ловозерский район, села Ловозеро и Ревда, на этой земле они обитают уже тысячи лет. И сейчас именно сюда ведут маршруты туристов, ищущих северного колорита. У представителей северного народа туристы поначалу вызывали беспокойство, но сейчас они используют это как возможность сохранить и популяризировать свою уникальную, самобытную культуру, пишет ТАСС.

Первый пункт на пути от Мурманска к землям саамов — туристическая деревня Самь Сыйт. Здесь главный гид — Виталий Круть. Его мать — коренная представительница народа саами, поэтому в культуру саамов он посвящен с самого детства.

Как говорит Виталий, если туристов привлекает саамская культура, то сохранить ее среди своих становится все труднее.

— Сейчас традиционный образ жизни мало кого привлекает. Молодежь не хочет в тундру, хотя еще в 1970-х общины перемещались с оленьими стадами, жили в чумах. Наша деревня пытается сохранить и показать наши традиции, — сокрушается он.

История создания саамской деревни уже превращается в легенду. Виталий рассказывает, что место для нее указала шаманка, сказав, что сюда будут приезжать люди со всего света. При закладке деревни были проведены священные саамские обряды.

Идолы и олени

Предсказание шаманки насчет приезжих сбылось. Сейчас сюда наведываются люди со всех континентов. За прошлый год число туристов достигло 7,5 тыс. человек, приезжают целыми автобусами. Особенно много гостей из Китая.

Самь Сыйт предлагает туристам знакомство с историей и бытом саамов, национальной культурой, кухней, играми, традиционной одеждой и обрядами. Вдоль центральной тропинки деревни высятся деревянные идолы. Каждый отвечает за свое «направление» — здоровье, счастье, благополучие.

Здесь есть свое оленье стадо, оленей можно покормить с руки. Что олень укусит за руку, бояться не стоит — у них нет передних зубов. Главное — не поднимать еду высоко, иначе животное встанет копытами вам на плечи, чтобы достать лакомство.

А недавно здесь завелся лосенок. Его мать задрал медведь, и детеныша совсем маленьким подобрали сотрудники Лапландского заповедника и привезли в деревню. Теперь он с удовольствием ест из рук и пьет из бутылки.

Новый алфавит для древней культуры

После саамской деревни туристический маршрут ведет в поселок Ревда. Одна из его главных достопримечательностей — литературный музей имени самой известной саамской поэтессы Октябрины Вороновой с выставкой ее книг, коллекцией кукол со всего мира, экспозицией предметов саамского быта. Хозяйка музея, саамская писательница Надежда Большакова, рассказывает о культуре своего народа, обычаях, языке.

Своя письменность у российских саамов появилась совсем недавно — в 1982 году. Это позволило сохранить для потомков литературное наследие северного народа. Среди других интересных достижений — переводы на саамский книг с других языков. Например, в 2014 году в Заполярье издали на саамском «Пеппи Длинный чулок» шведской писательницы Астрид Линдгрен — ее название звучит как «Тарьенч Кукесьсуххк».

Саамами уже накоплен приличный литературный багаж. Многие издания как раз собраны в музее. Это книги стихов Октябрины Вороновой и их переводы на русский, сказки саамов на родном и русском языках, учебники на саамском и многое другое.

Фанаты футбола на болоте

Крайняя точка на автомобильной дороге — село Ловозеро. Здесь находится районный национальный культурный центр. Он знакомит с культурой как саамов, так и народа коми, представители которого пришли на заполярные земли из более южных регионов.

Как рассказала директор центра Татьяна Сечко, в центре изучают саамские и коми-ижемские танцы и песни, рукоделия, проводят праздники. Коллективы Ловозера ездят на гастроли по России и за границу. Причем среди выступающих есть и русские участники. Живущие в поселке дети, независимо от национальности, любят местную культуру.

Главные события в жизни поселка — традиционные саамские игры. На них приезжают тысячи гостей из России и из-за границы. В числе состязаний — прыжки через нарты, метание аркана и самое зрелищное — саамский футбол. В него исторически играют только женщины. Мяч шьется из оленьих шкур и набивается мехом, а игроки в длинных сарафанах бегают по болоту с кочками.

Хозяева рады гостям.

— Саамы — народ не воинственный, открытый. Хотя исторически мы привыкли относиться к приходящим настороженно, но если потом подружимся, полюбим, то это на всю жизнь, — говорит Татьяна Сечко.

Публикуется в сокращении. Подробнее — ТАСС

 

Материалы по теме